19 апреля 2024, пятница
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

На ПЭФе поспорили о кризисе

Кризис проходит с меньшими потерями, чем предполагали, но успокаиваться рано: текущие проблемы в экономике России - это больше, чем кризис, а потому и требуют более нестандартных решений. Каких – об этом сегодня экономисты и политики спорили на открытии Петербургского международного экономического форума.

Прибытие участников ПМЭФ-2015. Фото: Валентин Илюшин, «БалтИнфо»

Прибытие участников ПМЭФ-2015. Фото: Валентин Илюшин, «БалтИнфо»

Согласия между участниками открывающей форум дискуссии, громко названной «Экономика: честные ответы на злободневные вопросы», не было уже в основополагающем вопросе: а что у нас происходит с кризисом. Первый зампред правительства Игорь Шувалов заявил, что все пошло не так, как предполагали: а именно – лучше, чем «так». «Ситуация сложная, но не настолько, как мы предполагали в ноябре и декабре прошлого года», - подчеркнул Шувалов. Это диктует необходимость корректировки намеченных правительством планов по выходу из кризиса. Шувалов напомнил, что чиновники утвердили два документа – план конкретных мероприятий на трехлетнюю перспективу, а также план для правительства, основанный на указах и посланиях президента, который носит скорее идеологический характер. Так вот первый из них, отметил Шувалов, в ближайшее время придется «немного откорректировать».

Экс-министров финансов Алексей Кудрин со свойственным его оценкам скептицизмом заметил: говорить о прохождении кризиса нельзя – Россия находится в самой середине экономического шторма. Просто первый квартал, результаты которого оказались чуть выше ожиданий худшего, всех успокоил.

Что касается перспектив выхода из сложившейся ситуации, то временные рамки здесь обозначить непросто. Во-первых, заявил Кудрин, правительство, президент и Госдума не только верстают планы, но как пирожки пекут решения, которые идут вразрез с уже намеченными программами. За примером, по Кудрину, далеко ходить не надо: это и закон о деоффшоризации (поможет не экономическому росту, а увеличению проверочной деятельности), и закон о хранении персональных данных (хранить их лучше «у себя, но надо ли это делать столь срочно?), и другие инициативы.

Во-вторых, продолжил экс-министр, в России накопилось великое множество структурных диспропорций и проблем, которые за три года точно не разрешить. Особенно в условиях новых вызовов, среди которых Кудрин назвал не столько санкции, сколько неопределенность вектора российской политики в отношении Запада. У Кудрина, в частности, сложилось мнение, что некоторые политики заявляют о намерении отойти от сформулированных ранее ценностей и стандартов, которые внедряются в России на протяжении последних 15–20 лет.

Здесь Игорь Шувалов экономисту возразил: если у кого-то и сложилось ощущение неясности, то к работе правительства это никакого отношения не имеет. Сомневающихся зампред правительства успокоил: разворота на Восток нет – с ним просто хотят торговать, как с Западом, а интеграционную повестку с Евросоюзом и вовсе никто не отменял. «Раз есть сомнения, значит, надо лучше доносить свою позицию», - резюмировал Шувалов.

Кудрина данный ответ – не уменьшать, а увеличивать взаимодействие – удовлетворил. Однако осталось одно «но»: все равно нужны структурные реформы, провести которые значительно сложнее, нежели написать хороший документ. И предложил кардинальный вариант: пойти по примеру Казахстана, который, прежде чем приступить к масштабным преобразованиям, объявил выборы президента. «Почему бы нам не приблизить выборы президента, и не объявить новую программу реформ, имея мандат на ее проведение», - заявил Кудрин.

Однако же участники дискуссии сосредоточились на обсуждении более реалистичных вещей. Например, является ли кризис тем временем, когда можно проводить крупные преобразования.

Глава Сбербанка Герман Греф возразил: кризис - это всегда проблемы с капиталом, бюджетом и так далее. Но зато он дает стимул, чтобы, наконец, большое количество управленцев наконец были обязаны совершать перемены. «Это нормальное качество любого менеджмента - каждый день делать какие-то перемены», - считает Греф. Под аплодисменты зала он заявил: кризис - всегда результат плохого менеджмента. Например, нынешний кризис частично обусловлен падением мировых цен на нефть. Но ведь о колебаниях на нефтяных рынках знают все. «Сейчас наступил кризис – и все начинают шевелиться. А в «жирное» время не шевелились. Конечно, кризис - это стимул, но условия слишком сложные. Ресурсов для решения проблем потратим больше», - заявил Греф. Поэтому, по его мнению, для решения проблем надо не замыкаться в настоящем, а идти вперед и улучшать качество менеджмента сразу на всех уровнях.

Алексей Кудрин возразил: кризис в нормальных условиях всегда способствует повышению производительности, а в нынешних – заставляет искать нестандартные пути. И тут же предложил наиболее осязаемые и реальные шаги, которые при желании можно реализовать в сколь угодно близкое время. «Давайте мы будем считаться с санкциями, ограничениями, но тогда давайте облегчим и режим приезда в Россию предпринимателей, ученых и финансистов, - заявил он. - Надо все и совершенно упростить, а у нас, наоборот, усилился напор всякого рода законодательных инициатив. Такое ощущение, что где-то работает, помимо правительства, генератор идей, которые носят ограничительный контрольный характер».

Игорь Шувалов с Кудриным скорее согласился. Он заявил, что кризис - достаточно благоприятный для решения крупных проблем период политической ситуации, когда люди объединены. Тем более, что правительство понимает: нужен не иллюзорный рост экономики на 5 – 7 процентов, который лишь усилит накопленные неудачи, а нужен качественный рост. «Когда у нас нет нефти по 100, становятся нужными те, кто производит электромобили, и когда новые системы энергоэффективности становятся заметными», - заявил Шувалов.

С небес планирования участников дискуссии вернул на кризисную землю вопрос: планы – хорошо, а что же будет с нами хотя бы через год на этом же месте? Однако единого варианта и здесь не нашлось. Игорь Шувалов дипломатично предположил: «Надеюсь, что будет лучше». И напомнил, что экономика, по Егору Гайдару, на 90% состоит из психологии. А потому главное – не успокаиваться на нулевом падении, а ставить амбициозные планы. Алексей Кудрин же не разочаровал. «Будем в худшем положении, чем сегодня, но оптимизма будет больше», - коротко заявил он.

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх