Авторынок упал на дно
Падение продаж автомобилей в Петербурге приостановилось: авторынок города на Неве замер на отметке «минус 40». Эксперты считают, что даже отрицательный результат можно назвать стабилизацией. Главное, чтобы снизу по «дну» не постучали.
Аналитики рынка фиксируют стабильно отрицательный результат два месяца подряд. По информации агентства «Auto-Dealer-СПб», за январь-апрель в Петербурге было продано 38,7 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей. Это на 39% меньше аналогичного периода прошлого года.
Начиная с января авторынок скачками шел вниз. За первый квартал продажи упали на 30%, а в марте показали беспрецедентно низкую цифру, сократившись сразу на 45% к показателю марта 2014 года. В апреле же авторынок наконец притормозил падение: снижение продаж составило 44%, отвоевав все же один процент у предыдущего показателя.
Десятка наиболее продаваемых автомобилей не вышла за рамки общего тренда: все модели показали отрицательный результат. Меньше всего «пострадал» от падения продаж Hyundai (минус 4%). Его по-прежнему везет бестселлер Solaris, говорят эксперты агентства. А возглавляет десятку по-прежнему Renault. Более 90% продаж бренда в Петербурге приходятся на Duster, Logan и Sandero.
Вторую строчку заняла Kia, а на третье место пришел Hyundai. Месяцем ранее тройку замыкал Nissan, у которого в апреле провалились продажи моделей Almera и X-Trail. Сейчас Nissan вышел лишь на пятое место, а впереди него встала отечественная Lada. Ранее эксперты агентства отмечали: Lada становится одним из брендов, которые получают выгоду от ухода с российского рынка GM, отдельные дилеры готовы дополнить свой пустеющий портфель отечественной маркой. Другими «заменителями», напомним, аналитики называли бюджетные китайские и корейские марки.
Положительную динамику демонстрируют единицы брендов. Среди них – китайский Lifan. За четыре месяца продажи этой марки показали рост на 54%, хотя в штуках результат пока невелик: 177 автомобилей. Интерес марки к российскому рынку есть. На недавней дилерской конференции руководство компании заявило о далеко идущих планах, и в скором времени подтвердит их на практике: уже летом Lifan намерен выкатить на российский рынок сверхбюджетный кроссовер Х50.
По-прежнему устойчив и премиум-сегмент. Наряду с вышеупомянутыми «китайцами» положительную динамику демонстрируют только Mercedes-Benz, Lexus и Porsche. Что касается BMW, то он все же покинул десятку первых. Его место занял Mitsubishi.
Петербургский авторынок движется в общероссийском тренде. По данным ассоциации европейского бизнеса, в марте 2015 года продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей по стране сократились на 42,5%, а в апреле результат немного улучшился – падение составило 41,5%.
Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер отметил, что даже в 2009 году результаты были лучше, однако динамика отличается. «Не в последнюю очередь благодаря тому, что в этот раз правительство среагировало гораздо раньше, предложив ряд мер, чтобы избежать еще большего падения рынка, - говорит эксперт. - Поэтому мы не ожидаем дальнейшего ухудшения статистики по отношению к прошлому году. Скорее всего, в ближайшие месяцы мы будем видеть постепенное сглаживание негативного тренда».
Эксперты петербургского авторынка также говорят о наступлении долгожданной стабилизации. «С учетом нынешних объемов и невысокой базы прошлого года далее он может постепенно отыгрывать утерянные позиции», – рассуждает генеральный директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин. По его мнению, концернам помогла программа льготного автокредитования (прежде всего, имеющим производство в России – Hyundai, KIA, Renault), хотя в целом она пока не оправдывает возложенные на нее ожидания.
По мнению генерального директора агентства «INFOLine» Ивана Федякова, говорить о достижении дна можно в том числе и потому, что падать дальше рынку в принципе некуда. «Авторынок выдержал удар, которого другие рынки могли бы и не вынести», - говорит эксперт. Вместе с тем снижение оказалось настолько глубоким, что дальнейшее движение вниз уже может обернуться катастрофой. Однако она не случится, убежден Иван Федяков: все-таки экономика продолжает работать, война не началась, а накопления граждан не сгорели.
По мнению аналитика, участников авторынка на фоне снижения спроса и рухнувших продаж сейчас поддерживают смежные бизнесы (например, сервисное обслуживание) и надежда на более светлое будущее, вследствие чего они готовы держать удар. И эта надежда оправдана, считает эксперт, - рынок выстоит и трансформируется. Перестройка, и это заметно уже сейчас, идет как в ассортименте (одни марки уходят, как GM, а на смену им приходят другие), так и собственно в структуре бизнеса. Дилеры все больше обращают внимание на развитие сервисных программ, сегментов аренды автомобилей и продажи б/у авто. При этом, продолжает Иван Федяков, не будет большой беды и в том, что рынок из-за рискованной или неверной политики отдельных игроков поредеет: пять – шесть официальных представителей на каждую (или почти каждую) марку для Петербурга – это больше, чем рынок может «проглотить».
С другой стороны, возврата к прежним уровням рынку ожидать также не стоит. «Отскока не предвидится, - считает эксперт. – Вероятнее всего, на низких уровнях, в боковике авторынок будет двигаться весь 2015-й, а то и 2016-й год. Восстановление экономики идет медленно и не в том ключе, как хотелось бы, ведь фундаментально ничего не меняется. Поэтому если кто-то еще тешит себя надеждой, что все будет по-старому, то зря: возврата к былому не будет».
Анна Беляева
![](http://media.baltinfo.ru/photo/new/98349.jpg)
![](http://media.baltinfo.ru/photo/new/98346.jpg)
![](http://media.baltinfo.ru/photo/new/98345.jpg)
![](http://media.baltinfo.ru/photo/new/48141.jpg)
![](/media/images/v4/photo.gif)
«Сказка» для сербских школьников
![](http://media.baltinfo.ru/photo/new/98329.jpg)
![](http://media.baltinfo.ru/photo/new/98326.jpg)
Новинки авторынка: как повезет
![](http://media.baltinfo.ru/photo/new/98308.jpg)
«Зенит» открыл сезон Суперкубком
![](http://media.baltinfo.ru/photo/new/98306.jpg)
![](http://media.baltinfo.ru/photo/new/98305.jpg)
![](http://media.baltinfo.ru/photo/new/98292.jpg)
![](http://media.baltinfo.ru/photo/new/98262.jpg)
![](http://media.baltinfo.ru/photo/new/98234.jpg)
![](http://media.baltinfo.ru/photo/new/98210.jpg)