20 мая 2022, пятница
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

Люди и бизнес не знают границ

Экономические потребности Петербурга и Ленобласти вынуждают власти регионов кооперироваться не только для решения транспортных проблем, но и проблем равномерного развития жилья и производств. Эксперты говорят о необходимости одинаковых правил игры для инвесторов в двух субъектах и о совместном бюджете.

Фото: gov.spb.ru

Фото: gov.spb.ru

Проблемы и перспективы Большого Петербурга обсудили на форуме пространственного развития «Гармония многогранности». 

Если провести исследование и попросить жителей города и области обозначить границы двух субъектов, то немногие смогут сделать это корректно. В частности, некоторые районы Петербурга ( Пушкинский, Гатчинский, Петродворцовый, Красносельский) многие интуитивно воспринимают как областные, а Всеволожский район закономерно выглядит как продолжение города. 

Однако эксперты считают, что идти по пути присоединения к Петербургу частей Ленобласти бессмысленно. Как раз наоборот – крайне важен вопрос децентрализации, считает директор института территориального планирования «Урбаника» Антон Финогенов. «Может быть, стоит дать больше возможностей тем же муниципальным образованиям. Посмотрите на так называемую «московскую юбку» - это не стало панацеей», - сказал он, имея в виду южный районы Большой Москвы.

Депутат ЗакСа Петербурга, автор работы «Большой Петербург» Григорий Явлинский добавил: «Если присоединять к Петербургу территории, то город может лишиться каких-либо возможностей, которые у него есть, а Ленобласть вряд ли что-то от этого получит. У нас есть два разных бюджета, каждый субъект борется за наполняемость этого бюджета. Но сейчас у нас есть экономические и технические возможности, чтобы задуматься о бюджете агломерации двух регионов. Это может стать первым примером в России.  Это позволило бы решить множество вопросов. На проработку бюджетного планирования потребовалось бы не более полугода, но нужна политическая воля». 

С ним согласился вице-губернатор Петербурга Михаил Мокрецов. «Первый пример координации был силовой. Постановлением правительства РФ был создан совет по транспорту. В рамках его работы строился транспортный обход Петербурга, а лидером совета был министр транспорта», - напомнил он.

Такие советы должны иметь возможность реально влиять на власть и обладать юридическим правом принятия решений, подчеркнул вице-губернатор Ленобласти Дмитрий Ялов. Он перечислил сферы, в которых город и область уже решают проблемы совместно: утилизация твердых бытовых отходов, регулирование тарифов на пассажирские перевозки, развитие медуслуг, работа телефонной связи.

Правда, мнения экспертов по вопросу привлечения к обсуждениям масштабных проектов жителей агломерации разошлись. В частности, Ялов предложил привлекать к этому только заинтересованное экспертное сообщество. Мокрецов же отметил, что правительству необходимо максимально учитывать мнение жителей. Однако все сошлись в том, что определяют развитие агломерации инвесторы, как существующие, так и потенциальные. 

«Важно, чтобы были единые правила игры. Например, по части жилищного строительства: многие девелоперы были вынуждены уйти в область, потому что Петербург создал некоторые ограничения по строительству», - отметил Финогенов. Что касается самой территории, то бизнес не смотрит на границы: он развивается там, где выгоднее и удобнее, главное, чтобы субъекты создавали точки притяжения для предпринимателей, в том числе по новым отраслям, отметил он. Дмитрий Ялов заметил, что Петербург и Ленобласть обладают огромным потенциалом по рынку труда и рынку сбыта: ведь в агломерации проживают 7 млн человек. 

Но для этого необходимы условия. В частности, Григорий Явлинский указал на отсутствие у Петербурга и Ленобласти плана развития хотя бы на 50 лет вперед. «Как можно планировать бюджет, когда нет определенности? Еще одна точка соприкосновения – это Генплан, если будем рассматривать его отдельно, то никуда не придем», - заявил он. 

В своей работе «Большой Петербург» Явлинский отметил, что Генплан 2005 года не выполнен даже по части жилищного строительства. В будущем Генплане, который планируется принять в 2018 году, по мнению депутата, необходимо сделать акцент на использовании общественного транспорта, строительстве 5-8-этажных домов и использовании фронтальной уличной застройки под коммерческие помещения. Также необходимо действительно предусмотреть развитие транспортной сети, инженерных коммуникаций, жилищного строительства в пределах агломерации с Ленобластью. Кроме того, для децентрализации важно учесть создание новых рабочих мест по всей области. 

Наталья Блинникова

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх