29 марта 2024, пятница
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

«Отлично» для Васильевой

Пресненский суд Москвы вынес неожиданный приговор по делу «Оборонсервиса». Публика должна остаться довольной - Евгения Васильева получила реальный срок и была арестована в зале суда. «БалтИнфо» решило вспомнить о том, как за время скандального процесса экс-чиновница Минобороны открыла в себе новые таланты, ходила по бутикам, снимала клипы, и о том, как развалилось дело против Анатолия Сердюкова.

Пресненский суд. Фото: presnensky.msk.sudrf.ru

Пресненский суд. Фото: presnensky.msk.sudrf.ru

Впервые имя Евгении Васильевой прозвучало в конце октября 2012 года, когда в ОАО «Оборонсервис», подконтрольное Минобороны РФ, нагрянули с обысками в рамках расследования уголовного дела о мошенничестве с госимуществом и нанесении ущерба бюджету на сумму более 3 млрд рублей. Правда, официальный представитель СК Владимир Маркин тогда именовал фигурантку «Еленой». Больше таких оплошностей говорящая голова Следственного комитета не допускала. Вскоре имя Евгении Васильевой было известно всей стране.

По данным следствия, должностные лица Минобороны России выбирали из имущественного комплекса компании «Оборонсервис» наиболее ликвидные и престижные объекты, участки и акции, в том числе и в Москве. Затем, как правило, в эту недвижимость вкладывались огромные бюджетные средства, после чего имущество продавалось по заниженным ценам аффилированным с «Оборонсервисом» коммерческим структурам. В Следственном комитете утверждали, что многие объекты недвижимости при этом покупались за счет денежных средств, похищенных у самого же «Оборонсервиса».

Но публику интересовали совсем не подробности уголовного дела и путанные коррупционные схемы в Минобороны, а история романтического знакомства Васильевой и Сердюкова. Якобы, в 2001 году, когда они окончили юрфак Петербургского университета, знакомство еще не состоялось. Но затем, по одной из версий, привлекательную девушку порекомендовал Сердюкову тогдашний первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин - как ценного специалиста. Министр оценил ее и предложил возглавить департамент имущественных отношений Минобороны. Согласно второй версии, Евгения Васильева могла познакомиться с Сердюковым через мужа его сестры - петербургского бизнесмена Валерия Пузикова.

По воспоминаниям бывших сотрудников Минобороны, нравы в ведомстве царили еще те. Как отмечал МК, Васильеву называли «Дамочкой с кроваво-красными ногтями» - за практически ставший ее визитной карточкой яркий маникюр. 26-летняя Ольга Харченко, просидевшая целый год в кресле руководителя департамента жилищного обеспечения, получила прозвище «Дама с собачкой» за то, что появлялась на совещаниях с маленьким щенком на руках. Татьяну Шевцову, бывшую замминистра обороны по финансовой части, военные за глаза называли «Таня-денег-нет». Она не смогла выполнить пресловутую программу обеспечения жильем уволенных с военной службы и их семей. Надежду Синикову, которую Сердюков привел из Федеральной налоговой службы и сделал главой Рособоронпоставки, пресса называла «сельским бухгалтером».

Закончилось все довольно печально. Ранним утром 25 октября 2012 года в 4-x комнатной квартире Васильевой в Молочном переулке, прошел обыск по делу «Оборонсервиса». По данным СК, у Евгении Васильевой было изъято более трех миллионов рублей, предметы антиквариата, несколько десятков картин, большое количество драгоценностей и ювелирных изделий.

6 ноября президент России Владимир Путин объявил о смене министра обороны. На фоне громкого скандала Анатолий Сердюков был отправлен в отставку. Ему на смену пришел Сергей Шойгу, совсем недолго проработавший губернатором Подмосковья, а до тех пор много лет возглавлявший МЧС. Источники в администрации президента сообщили, что Сердюков ушел от Путина в хмуром настроении. Президент же, по словам журналистов, был в хорошем расположении духа.

В декабре того же года Путин заявил, что при наличии оснований Сердюков будет привлечен к уголовной ответственности и его будут судить, невзирая на прошлые заслуги и регалии. Словам главы государства было не суждено сбыться: хотя год спустя против экс-министра обороны все же возбудили уголовное дело по ч.1 ст.293 УК РФ (халатность), уже в феврале 2014-го следствие прекратили, поскольку Сердюков попадал под амнистию к 20-летию Конституции РФ.

Общественность снова негодовала. Член Совета по правам человека при президенте РФ Кирилл Кабанов в интервью «Собеседнику» заявил, что эта история связана с так называемым элитным правосудием.

«Мы понимаем, что Сердюков и другие российские политические фигуры не несут в полном объёме той ответственности, которая есть, потому что они относятся к политическим элитам. И многие считают, что [им] достаточно лишения всего и устроения массовой порки, а общество считает по-другому», - заметил Кабанов.

Полностью, однако, дело замять не удалось — пятеро фигурантов, в том числе и Евгения Васильева, оказались на скамье подсудимых. К тому моменту дело уже произвело фурор, в основном, благодаря фигуре все той же «амазонки» Сердюкова. Еще в ноябре 2012 года Васильева была отправлена под домашний арест. Эта мера пресечения, однако, не помешала ей регулярно прогуливаться по люксовым магазинам. Журналисты вели за подозреваемой настоящую охоту — а та особо и не скрывалась. То в бутик Chanel сходит, то в ЦУМе побывает. Рунет вновь бурлил: «Ужас!!! Евгения Васильева гуляет по Chanel на Столешке, когда должна сидеть под арестом», — восклицали пользователи сети.

Адвокат экс-главы департамента имущественных отношений Минобороны отпираться не стал, но отметил, что его подзащитная имеет право в течение трех часов в день гулять по городу. По словам Александра Гофштейна, Васильева носит специальный браслет и еще одно устройство, отслеживающее ее передвижения. Гофштейн подчеркнул, что суд не запрещал Васильевой пользоваться личным или общественным транспортом.

Заточение же подтолкнуло ее к безудержному творчеству: Васильева стала писать стихи, увлеклась пением и живописью. В апреле 2014 года в московской галерее «Expo-88» даже открылась ее персональная выставка «Цветы из неволи». По словам экспертов, начала бывшая чиновница с примитивизма, потом перешла на импрессионизм. «За ночь она может написать пять полномасштабных картин!», - восхищались знатоки искусства.

Полномасштабные картины на радость публике Васильева публиковала в своем «твиттере»: были среди них и портреты известных людей (Ксении Собчак, Петра Порошенко, Алексея Навального, Дмитрия Пескова). Последний уже сбрил на тот момент усы, но на картине предстал в старом имидже.

В октябре 2014 года дело дошло и до клипа. Васильева выпустила видео на песню «Тапочки», о чем сама же и оповестила народ. «Песня про тапки Сердюкова! Шок! Стихи мои, песня моя, съемки в квартире на Молочном!» - написала она, добавив позже: «После моей песни Сердюков просто обязан на мне жениться!»

«Красненькие тапочки на меня глядят, ах, какой ты миленький, ах какой закат. Тапочки желанные на ноге сидят», - поется в песне, в то время как Васильева и несколько девушек танцуют в поле. В основу этого музыкального шедевра лег эпизод обыска у Васильевой, в процессе которого, как сообщали СМИ, были обнаружены тапки большого размера (здесь следует намек на Анатолия Сердюкова).

Подробности съемок клипа так и остались неизвестными, хотя довольно любопытно — как операторам удалось снять артистку, которая находится под домашним арестом, на проселочной дороге. Впрочем, возможно, что это было сделано посредством видеомонтажа.

Как бы то ни было, творчество и всероссийская известность не позволили Васильевой уйти от судебного преследования. Самым ярким эпизодом громкого процесса стали показания экс-министра обороны. Сердюков заявил, что доверял «Евгении Николаевне», иначе «она не работала бы». Бывший глава Минобороны также подчеркнул, что, по его мнению, никакого ущерба министерству деятельность Васильевой не нанесла и она его никогда не обманывала. Спустя пять месяцев суд посчитает иначе.

Рассмотрение дела уложилось в десять месяцев. В ходе прений прокуратура попросила признать всех подсудимых виновными и назначить им... условные наказания. Для Васильевой гособвинение запросило условные восемь лет. Интернет снова разразился беспощадным юмором: «Евгению Васильеву приговорили к пожизненному лишению свободы условно».

Юристы не дадут соврать — подобное наказание за тяжкое преступление, инкриминируемое бывшей чиновнице, является невероятной редкостью. СМИ со ссылкой на неназванных представителей Следственного комитета даже стали сообщать об их возмущении позицией Генпрокуратуры.

Оглашение приговора началось 6 мая. По данным «БалтИнфо», в общей сложности документ состоял из примерно тысячи страниц, его чтение затянулось на три дня. Как следует из решения судьи Татьяны Васюченко, Васильева и еще четверо фигурантов резонансного дела «Оборонсервиса» являются виновными в восьми эпизодах преступлений из двенадцати, вмененных им следствием. Суд пришел к выводу, что Евгения Васильева сообщала Сердюкову недостоверные сведения об объектах недвижимости военного ведомства, выставляемых на продажу и использовала в корыстных целях личные связи с ним и руководством аппарата министерства.

Экс-глава департамента имущественных отношений Минобороны РФ, по мнению суда, виновна в отмывании денежных средств, похищенных при продаже имущества, а также в злоупотреблении должностными полномочиями лица, обладающего управленческими функциями в коммерческой организации. «Евгения Васильева совершала преступления в составе созданной ею организованной преступной группы, которой и руководила», - резюмировала служительница Фемиды. В то же время суд снял с Васильевой обвинения в хищении акций на 2 млрд рублей и признал ее невиновной в попытке мошенничества со зданием на Большой Серпуховской улице в столице и со зданием «Мосвоенторга». Проще говоря, по мнению суда, Васильева создала ОПГ, им же командовала, совершала хищения, правда, часть сумм, предъявляемых следствием, не доказана.

Чтение финальной части приговора заняло четыре часа. Самая большая неожиданность прозвучала в конце — Татьяна Васюченко решила, что все фигуранты могут исправиться только в условиях изоляции от общества. Приговором суда Васильевой назначено наказание в виде пяти лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Остальные получили от 3,5 до 4 лет 3 месяцев колонии. Кроме того, Пресненский суд Москвы удовлетворил иски потерпевших по делу «Оборонсервиса». Евгения Васильева и другие фигуранты дела выплатят по искам потерпевших более 215,5 млн рублей. Как отметили журналисты, находившиеся в зале суда во время чтения приговора, Васильева пришла без баула, а значит и вещей, которые могли бы пригодиться ей в СИЗО. Но в тот момент, когда судья начала говорить про реальный срок, бывшая чиновница даже зашаталась от неожиданности.

Правда, уже в конце мая Евгения Васильева может подавать прошение об УДО — суд зачел ее содержание под домашним арестом. Соответственно, в колонии ей предстоит провести ближайшие два с половиной года, если приговор не будет отменен или изменен в апелляционной инстанции. А об этом еще два дня назад заявила защита фигурантки.

Есть и еще один нюанс — суд назначил наказание заметно больше, чем просила сторона гособвинения, что, в общем, вполне законно.

Илья Давлятчин

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх