26 апреля 2024, пятница
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

«Невское время»: Киотский протокол остался простой бумажкой?

22 декабря 2007, 12:05
Судьбоносный (по замыслу) для мира документ - Киотский протокол о сокращении выбросов в атмосферу парниковых газов, на практике остается ни к чему не обязывающей бумажкой. Однако списывать его в архив пока рано.
С позиций интересов человечества, угроза глобального изменения климата - вещь намного более важная, чем цена на нефть, курс доллара, ипотечные кризисы и даже локальные военные конфликты. Если, как предрекают многие ученые, уровень мирового океана поднимется на 1,5 - 3 метра (кое-кто предрекает - до 7), это приведет к затоплению миллионов квадратных километров суши, в том числе прибрежных европейских городов, включая Петербург. А зона субтропиков - самая населенная и плодородная зона Земли, превратится в пустыню. Это приведет к массовой миграции народов и голоду человечества. Грядущие ужасы можно описывать долго, но вернемся к дню сегодняшнему. 
Чтобы избежать возможной катастрофы, в японском городе Киото в декабре 1997 года был принят одноименный протокол - как дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Присоединилась к нему и Россия - протокол вступил в силу на территории нашей страны 16 февраля 2005 года. 
Страны - участники соглашения определили свои количественные обязательства по сокращению атмосферных выбросов шести типов парниковых газов к 2012 году на 5,2 процента (по отношению к уровню 1990 года). Основные обязательства приняли на себя ведущие индустриальные страны: Евросоюз, страны Восточной Европы и Прибалтики должны сократить выбросы в среднем на 8 процентов, Япония и Канада - на 6 процентов, Россия и Украина - сохранить среднегодовые выбросы на уровне 1990 года. 
Правда, Киотский протокол изначально страдал существенным недостатком: его не подписали и бурно растущие Китай, Индия и главный загрязнитель планеты США, на долю которых приходится 34 процента всех выбросов в атмосферу. Азиатские державы говорят, что им сначала нужно хотя бы приблизиться по уровню жизни к развитым странам, а уж потом ограничивать в чем-то свою промышленность. А США отказались от подписи, потому что, по их мнению, без участия азиатских стран вся эта затея обречена на провал. 
Тем большее уважение вызывает позиция стран Западной Европы. Понимая, что «Старый Свет», сокращая свои выборы парниковых газов, практически никак не повлияет в ситуацию в мире, европейские лидеры, тем не менее, сделали тему глобального потепления одной из центральных в своей политике, добровольно наложили на себя предусмотренные протоколом ограничения и даже запустили экономический механизм, направленный на сокращение выбросов. С начала нынешнего года на территории ЕС действует система торговли квотами на углекислый и другие парниковые газы. Квоты определены для 12 тысяч предприятий, на которые приходится половина всех выбросов. За «перегазовку» они должны или платить штраф, или покупать квоты у тех, кто их не использует. Моральный пример Европы (впрочем, для нее поддержание климатической стабильности - вопрос выживания), может в дальнейшем подвигнуть неподписантов на присоединение к Киотскому протоколу. Сам факт, что недавно закончившуюся на острове Бали конференцию по проблемам климата приехали представители почти двухсот государств, внушает определенные надежды.
Что же касается России, то среди специалистов и политиков было немало споров, стоит ли нам подписывать протокол. Во-первых, большие сомнения вызывает сама теория глобального потепления под воздействием парниковых газов (хотя изначальным автором ее был именно россиянин - ленинградский ученый Михаил Будыко). Некоторые ученые считают, что воздействие человека на климат - ничто по сравнению с воздействием биосферы Мирового океана, другие (тоже питерские), что все дело в многовековых природных циклах потеплений и похолоданий. 
Во-вторых, расположенная в северных широтах страна от потепления больше выиграет, чем проиграет - приморских городов у нее немного. А появление лесов в нынешних тундровых зонах естественным образом отрегулирует баланс парниковых газов. 
Тем не менее, победили сторонники протокола, причем по прагматическим соображениям. Квоту России, как уже сказано, установили на уровне 1990 года и сейчас у нас огромный излишек квот на СО-2. А по протоколу излишки можно продавать. 
Другое соображение в том, что главным механизмом сокращения выбросов является энергосбережение. А России так и так нужно им заниматься. Энергоемкость российского ВВП в 10 раз превышает японскую. А потери энергии составляют до 40 процентов от объема ее производства. Так что наша страна от подписания протокола ничего не теряла, а могла даже выиграть. Правда, ожидания оказались излишне оптимистичными.
Затеянное было создание национальной биржи для торговли квотами на выбросы парниковых газов на неопределенный срок застопорилось. Нет и проектов «совместного осуществления» по замене оборудования российских предприятий на более эффективное и экологически чистое. Имеется в виду, что по протоколу предприятия - покупатели квот, могут не платить продавцу живые деньги, а вложиться в модернизацию его оборудования с тем, чтобы снизить выбросы. Причина этому простая - нет документов, необходимых для создания национального реестра выбросов газов. Чтобы поставить на каждую дымовую трубу счетчик выброса газов, потребуются инвестиции в миллиарды долларов. И система контроля, чтобы никто эти счетчики не подкручивал. Если считать по объемам топлива - сколько за год у нас сжигается угля, мазута, газа, бензина и дров, то нужно по каждому потребителю учитывать КПД сжигания. 
Да и не мы одни такие умные, чтобы торговать воздухом. Одна Украина предложила таких проектов на сумму, которая превышает весь «экологический» бюджет Евросоюза...
Опыт практического применения киотского договора в России есть. Два года назад дочерние компании РАО ЕЭС «Оренбургэнерго» и «Хабаровскэнерго» подписали с Датским агентством по охране окружающей среды договор о продаже квот на выбросы парниковых газов, освободившиеся в результате реконструкции двух электростанций. Однако первый опыт так и остался единственным, скорее всего, европейцы хотели просто поощрить Россию за присоединение к протоколу.
Сейчас ситуация с Киотским протоколом и дальнейшими международными усилиями по стабилизации климата на распутье со множеством дорог. Непреложным фактом является только то, что климат действительно меняется. Тают арктические льды - поэтому зимы в Петербурге теплые (воздух не охлаждается, как раньше, над ледяным панцирем), зато лето холодное - талые воды охлаждают моря северного полушария и воздух не нагревается. Чередование засух и наводнений, морозов и жары в Европе - тоже факт. Из этой же серии - неурожай зерновых в Австралии и США. 
Но что делать дальше? Конференция на Бали наметила лишь общие направления. Первое - продолжать научные изыскания, потому что ясности с вопросом, почему меняется климат, так и нет. Другая - ввести после 2012 года, когда закончится действие Киотского протокола, новые, еще более жесткие ограничения по выбросу парниковых газов. Третье - продолжить работу со странами-неподписантами, побуждая их присоединиться к протоколу. Лейтмотив - от внедрения энергосберегающих и экологически чистых технологий так и так будет польза, даже если на климат это не повлияет. 
Именно из этих соображений Россия наметила для себя план действий. Индикатором выполнения Россией требований протокола станет рост эффективности использования топлива при производстве электроэнергии. На электростанциях РАО «ЕЭС России» к 2008 году этот показатель (по сравнению с 2004 годом) должен вырасти на 8 процентов. Но техническое перевооружение предприятий РАО, которые в совокупности образуют около 30-ти процентов всероссийской эмиссии парниковых газов, тормозится недостатком средств.
Также во исполнение Киотского протокола для создания лесных плантаций в субъектах РФ из федерального бюджета до 2010 года будет направлено 1,5 миллиарда. рублей. В 2007 году два пилотных региона (Нижегородская и Ульяновская области) уже начали посадку лесов. До 2012 года Рослесхоз планирует произвести закладку лесных насаждений в 10-ти субъектах РФ, на пустующих территориях площадью более 30 тысяч га.
Что же касается столь привлекательной идеи торговли квотами, то, скорее всего, для России и большинства стран мира она останется утопией - реально это будет работать только в рамках ЕС. Во всяком случае, до момента, когда изменения климата под влиянием именно деятельности человека не станут общепризнанным фактом.
  Владимир Владимиров
  Михаил Журавлев
  Прямая речь:
  Академик РАН Юрий Израэль:
- Киотский протокол вообще не способен выполнить основную цель Конвенции ООН об изменении климата - стабилизировать концентрацию парниковых газов в атмосфере на уровне, который не влечет необратимых последствий для экосистемы планеты. Даже при его реализации выбросы сократятся лишь на 0,3 процента, так как его подписали страны, на общую долю которых приходится не более трети мировых выбросов углекислого газа. Такие крупные эмитенты парниковых газов, как Китай, Индия и Саудовская Аравия, договор не ратифицировали». 

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх