25 апреля 2024, четверг
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

В Петербурге ищут спасения от машин

Чтобы решить проблему парковки автомобилей, городским властям нужно принять зарубежный и российский опыт и найти политическую волю для его применения в петербургских реалиях.

Проблема хранения личного автотранспорта с каждым днем становится для Петербурга все более острой. Количество автомобилей в Северной столице скоро перевалит за 1,5 миллиона, тогда как специально оборудованных мест для стоянки и парковки – менее миллиона. Недостаток «компенсируется» парковкой машин на тротуарах, газонах и даже детских площадках, что превращает их в опасные для человека зоны. Как решать эту проблему?

Эксперты уверены: «изобретать велосипед» не потребуется, поскольку методы борьбы с нарушителями и искоренения самой возможности нарушений, уже придуманы. Нужно лишь изучить зарубежный опыт и найти политическую волю для его применения в петербургских реалиях.

«Преступление без наказания»

Общеизвестно, что в России практически всегда можно найти способ избежать наказания за совершенный проступок. Несанкционированные парковки – яркий тому пример. С 1 января 2009 года полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях в сфере благоустройства переданы на муниципальный уровень. Но, по словам главы муниципального образования «Сенной округ» Наталии Астаховой, протокол не всегда влечет за собой ответственность нерадивого водителя.

Дело в том, что в законодательстве слишком много нюансов: автомобилист должен быть на месте нарушения, он должен предъявить сотруднику муниципального округа свои документы и так далее. После этого материалы передаются на рассмотрение специальной комиссии в администрацию района, которая и уполномочена принимать решение. Водитель же может «объясниться» на заседании комиссии, получить предупреждение и –вновь парковаться на газоне.

Только в Калининском районе Петербурга, по словам первого заместителя главы администрации района Игоря Арефьева, с 15 по 25 мая составлено 180 протоколов по фактам парковки автотранспорта на газонах. Но сколько дел в итоге приведет к штрафам (в размере 1000 рублей) – решит районная комиссия.

Проблема, по мнению И.Арефьева, также и менталитете горожан.

«Все привыкли ставить свои автомобили туда, куда им удобно, то есть рядом с домом, зачастую на газонах. И, что самое интересное, чаще всего это владельцы машин бизнес-класса, которые могут себе позволить платить за парковку», – отмечает И.Арефьев.

По его мнению, комиссии по рассмотрению подобных дел нужны в каждом муниципальном образовании. Но для реального контроля в данной сфере наличие столь забюрократизированной цепочки ведомств – серьезная преграда.

«В Швеции, когда я имел неосторожность неправильно припарковаться, я увидел на своем автомобиле бумагу о том, что я должен заплатить штраф. И когда я пытался объяснить женщине по телефону, что я иностранец и просто не знал, она заявила, что это все ее не интересует. Тогда я понял, что должен заплатить эти 50 евро, иначе меня достанут, где угодно», – рассказал о своем опыте член федерального руководства партии «Яблоко» Михаил Амосов.

Подобная схема, по его словам, работает в Финляндии и других европейских странах. «Однако у нас, как мне кажется, проще запустить человека в космос, чем оштрафовать за неправильную парковку», – добавил М.Амосов.

Подобная работа по взиманию штрафов, по мнению муниципальных депутатов, могла бы стать серьезным источником средств на работы по благоустройству: сейчас муниципалы на эту сферу получают считанные тысячи рублей в год.

Газоны закатают в асфальт

Одним из способов решения проблемы парковок могло бы стать строительство многоярусных паркингов. В Петербурге даже сформировали адресную программу, определили 230 участков, но... Грянул кризис, а паркинги – весьма дорогое удовольствие. Конечно, совсем от идеи отказываться не стали, но в качестве альтернативной меры решили пока закатать в асфальт часть городских газонов.

Как пояснила начальник отдела благоустройства и санитарного состояния Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству администрации Петербурга Ирина Клименко, уже проведена инвентаризация городских газонов, собрана информация по нескольким сотням адресов. В первоочередной перечень попали 300 объектов. В ближайшее время адресная программа должна быть вынесена на рассмотрение городского правительства.

Однако, по словам И.Клименко, под парковки приспособят только поврежденные газоны, которые находятся в неудовлетворительном состоянии и не подлежат восстановлению, а также газоны, на которых уже активно паркуются автомобилисты.

Сроки проведения работ зависят, как отметила представитель КБДХ, от финансирования. Предполагается, что средства на реализацию программы будут выделяться в пределах текущего финансирования Комитета, однако И.Клименко уверена, что «пилотные» газоны-парковки появятся в городе уже в этом году. Рассчитывает Комитет и на интерес к проекту инвесторов. Единственное «но»: эти парковки будут располагаться не во дворах и не непосредственно у жилых массивов, а вдоль магистралей, то есть в пределах ответственности КБДХ.

Чья земля?

Внутридворовые территории – отдельная во всех смыслах тема. КБДХ заниматься организацией парковок здесь не может – не его сфера влияния. С 2005 года Жилищным комитетом 86% внутридворовых территорий удалось привести в порядок, и на это было затрачено, по словам начальника отдела санитарного содержания Жилищного комитета Надежды Кузнецовой, 10,5 млрд. рублей из бюджетов районных администраций и города, и еще порядка 4,5 млрд. рублей – из бюджетов муниципальных образований. Но следить за нарушителями правил парковки исполнительная власть не может.

По словам М.Амосова, первый шаг к решению вопроса – межевание всей территории города. Пока эта работа выполнена лишь на 15%.

«В финском городе Турку большая часть земли находится в ведении кооперативов, собственников зданий, и только улицы, зеленые насаждения – в государственной собственности. И домовладельцы сами следят за состоянием дворов, за парковками и так далее», - рассказал «яблочник», подчеркнув, что этот опыт неплохо было бы перенять и в Петербурге.

К тому же, по мнению М.Амосова, полномочия в сфере благоустройства, а также средства на эти работы, должны передаваться на муниципальный уровень. Например, в Праге в каждом муниципалитете существуют свои правила парковки, четко прописано, где можно ставить машины, а где нет, и какая ответственность за это предусмотрена.

За хорошим опытом, кстати, не обязательно далеко ходить. Как рассказал председатель межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Александр Холодов, в Ленинградской области существует закон, в котором собраны все региональные нормы ответственности за административные правонарушения – своеобразное «местное расширение» Административного кодекса.

«И в этом документе правила парковки на газонах отнесены к ведению городских поселений, и каждое поселение устанавливает свои нормы поведения и ответственности», - отметил А.Холодов.

Пример защиты жителями своих дворов уже есть в Центральном районе Петербурга. Как рассказал заместитель главы администрации района Валерий Гарнец, проводится планомерная работа по установке ворот во дворы, чтобы въезжать на эти территории могли только жители конкретных домов. Уже сейчас закрыты для посторонних машин несколько сотен дворов в центре города.

Однако, как подчеркивает Н.Кузнецова, в случае, если внутридомовыми и придомовыми территориями будут распоряжаться сами жители, не удастся избежать конфликта интересов: автолюбители захотят парковаться рядом с домом, а «безлошадные» соседи вряд ли будут в восторге от перспективы дышать выхлопными газами во время разогрева двигателей, особенно зимой. Препятствием будут и санитарные нормы, согласно которым не везде возможна организация парковки автотранспорта.

«Для ограничения парковки на газонах можно ставить и ограждения. Но городить огороды, «украшая» Петербург таким образом, не выход», – считает представитель Жилищного комитета.

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх