Кино 21-го века
Кинозрители уходят из кинотеатров в Интернет, а молодежь и вовсе теряет интерес к кино, при этом роль новых технологий растет, а отрасль ориентируется на концепцию модернизации кинотеатров с целью создания нового типа зрелища, более реалистичного и неповторимого в домашних условиях – на ПМЭФ-2015 обсудили будущее киноиндустрии.
Панельная сессия «Индустрия кино и передовые технологии» в рамках ПМЭФ-2015 началась с занимательной статистики, которую представила исполнительный директор Европейской аудиовизуальной обсерватории Сюзан Никольчев. Итак, из кинотеатров зритель постепенно уходит (5,5 билетов на среднего посетителя в 2014 году против 5,6 в 2013), от телевизора отказывается, а предпочтение все больше отдает мобильным устройствам. При этом интерес молодежи (18-25 лет) к кино, как таковому, падает, а средний возраст зрителей растет (за счет доли тех, кому за 40).
Председатель совета директоров A.R. Films Media Corporation Александр Роднянский делает отсюда апокалиптические выводы: «Кинематограф повторяет путь театра, который из самого демократического вида искусства, театры давали представления на площадях и путешествовали из города в города, превратилось в искусство для небольших залов на несколько сотен человек с дорогими билетами и специфической высокоинтеллектуальной аудиторией».
По мнению эксперта, на наших глазах происходит смена модели восприятия кино. Оно распадается на два параллельных сегмента – кинематограф «большого аттракциона», рассчитанный на современный кинотеатр, и контент, создаваемый для малого экрана. Большое кино все больше опирается на визуальные эффекты, воспринять которые в полной мере можно только в специальном зале с особым оборудованием. Символом этого направления Роднянский назвал фильм «Аватар», при просмотре которого в домашних условиях «теряется содержание». В будущем число технологических открытий, которые еще больше разведут два сегмента, будет только расти, так что 3d-формат – это только первая ласточка.
А пока в мировом кинематографе происходят такие важные перемены, в России 50 млн человек не имеют в шаговой доступности ни одного большого экрана. Это уже статистика от председателя совета директоров киностудии «Ленфильм» Федора Бондарчука, который уже не первый год продвигает свой проект создания сети кинотеатров малых городах.
«Прошло 2 года, как мы начали пытаться сформировать финансовый пул участников. За это время благодаря появлению новых технологий произошло удешевление стоимости проекционного оборудования, подешевели сами экраны, подешевела и сама концепция», - отметил Федор Бондарчук. На форуме он искал новых партнеров.
Совладелец Monumental Pictures кинопродюсер Михаэль Шлихт подчеркнул, что в России налицо иная тенденция – кинотеатры напротив закрываются, особенно в регионах, но только те, что пытаются выживать за счет устаревших технологий. «Слухи о смерти большого экрана сильно преувеличены», - уверен эксперт.
В свою очередь генеральный директор «Киностудии имени М. Горького» Сергей Зернов рассказал о том, как новые технологии меняют процесс кинопроизводства. В частности, за счет наработок производителей компьютерных игр режиссеры получили возможность свободно манипулировать сценическим пространством уже после окончания съемки, меняя ракурсы и добавляя те или иные визуальные эффекты. Сюда же относятся скоростные камеры, способные делать 1000 кадров в секунду. А главная насущная проблема здесь – находить более дешевые решения, так как бюджет блокбастеров не может расти бесконечно.
«Большие фильмы приносят инновации, которые потом используют в том числе онлайн-студии», - отметил Сергей Зернов.
Впрочем, в будущее Россия смотрит с оптимизмом. Российский рынок – 9-й в мире и число посетителей кинотеатров за последние 5 лет выросло. По мнению главного исполнительного директора «КАРО Фильм Менеджмент» Пола Хета, есть у отрасли и потенциал дальнейшего роста. В предстоящие 6-8 лет число кинотеатров может увеличиться с 3800 до 4300. Но ставку нужно при этом делать на новые технологии.
Олег Саломатин
«Сказка» для сербских школьников
Новинки авторынка: как повезет
«Зенит» открыл сезон Суперкубком