«Мы больше по их правилам не играем»
«Иностранные агенты» отмечают свою первую годовщину — в июне 2014-го были подписаны поправки в закон «О некоммерческих организациях». С тех пор в позорный список внесли 68 НКО. Из них 7 — петербургские. С клеймом согласились не все, а некоторые отказались играть по новым правилам.
Рубрика:
Общество
Метки:
Санкт-Петербург
НКО
Фото: federalreserve.gov
Поправки к закону «О некоммерческих организациях» были приняты Госдумой в июле 2012 года. В соответствии с документом, статус иностранного агента получили те НКО, которые занимаются «политической деятельностью» на территории России и получают «денежные средства и иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства».
Изначально предполагалось, что «иностранные агенты» должны зарегистрироваться в Министерстве юстиции самостоятельно, но поправки, подписанные Владимиром Путиным ровно год назад, развернули ситуацию на 180 градусов. В соответствии с ними Минюст получил возможность пополнять реестр «иноагентов» по собственному усмотрению. За это время список пополнился 68 организациями, из которых 7 находятся в Петербурге.
До лета 2015 дожили не все — в феврале этого года правозащитная общественная организация «Лига избирательниц» прекратила свое существование. «Достали так, что закрытие моей любимой работы принесло чувство облегчения», - объяснила в своем Facebook председатель НКО Татьяна Дорутина. Три месяца спустя объединение, наконец, исключили из реестра.
В декабре 2014 о приостановке деятельности заявили и в фонде «Институт Развития Свободы Информации», который удостоился чести быть внесенным в реестр «иноагентов» первым среди питерских НКО. Его учредитель Иван Павлов так объяснил это решение: «Прокурорские проверки, ярлык «иностранного агента», нападки Минюста - все это отвлекало нас от основной работы. Фонд устал, фонд уходит».
Некоторое время спустя Павлов вместе со своими товарищами создал «Команду 29». Эта правозащитная организация в последнее время упоминается все чаще — в том числе благодаря судебному процессу против «ольгинских троллей». «Уверенность в том, что наше дело необходимо, помогла нам начать работать в новом формате. Так появилась «Команда 29». Поменялась обложка, но наши ценности остались прежними», - говорится на сайте организации, получившей свое название от 29 статьи Конституции, которая позволяет свободно искать, получать и распространять информацию любым законным способом.
«Не боитесь, что и в этот раз история повторится?», - поинтересовалось «БалтИнфо» у Ивана Павлова.
«Нет, это же не юридическое лицо. К тому же, это хлопотно и неблагодарно. Мы работаем, трудимся на благо страны, пока люди из власти с высоких трибун говорят какие-то проникновенные речи, а потом нас включают в этот реестр. Мы больше по их правилам не играем», - заявил адвокат.
Около года назад фонд внесли в реестр в связи с финансированием от четырех западных организаций (одна находится в Лихтенштейне, вторая — в Великобритании, еще две — в США). Часть из них, по некоторым данным, сегодня продолжает давать гранты уже «Команде 29». Но Минюсту при всем желании не к чему придраться — поскольку она не имеет статуса юридического лица, то не может быть признана иностранным агентом.
Но не все организации смирились с позорным ярлыком — те, что не прекратили свою деятельность, отправились в суд. Так поступили и «Солдатские матери Санкт-Петербурга», одна из старейших правозащитных НКО Северной столицы. Но служители Фемиды раз за разом встают на сторону властей.
«В скором времени мы будем подавать кассационную жалобу, но делаем это в основном в связи с решением ЕСПЧ по делу «Абрамян и другие против России», - рассказал «БалтИнфо» пресс-секретарь «Солдатских матерей» Александр Передрук.
Европейский суд по правам человека вынес решение, из которого следует, что по общему правилу перед обращением в Страсбург должны быть поданы кассационные жалобы.
«Соответственно, если рассмотрение кассационной жалобы, поданной в Судебную коллегию Верховного Суда РФ, завершилось вынесением определения об отказе в ее передаче для рассмотрения в заседании суда кассационной инстанции, то 6-месячный срок на обращение в ЕСПЧ при названном выше условии начинает течь со дня вынесения (получения копии) этого определения, если речь не идет о длящемся нарушении, которое не закончилось или закончилось позже (в этом случае шестимесячный срок начинает течь со дня окончания нарушения)», - говорится в опубликованном в четверг решении ЕСПЧ.
Хотя не все организации сочли статус «иноагента» унизительным — так, общественное региональное движение «Новгородский Женский Парламент» само попросило Минюст внести себя в реестр. Другое дело, что в некоторых НКО после присвоения данного статуса начинают испытывать проблемы в работе.
«Это и была основная цель законопроекта — повесить ярлык. У нас есть негативная тенденция — мы стали получать меньше писем из ведомств, которые ссылаются на внесение НКО в реестр. Этот ярлык в принципе неприятный и не соответствует действительности, у нас уже больше года нет иностранного финансирования. Поэтому мы будем подавать заявление о выходе из реестра», - говорит Передрук.
Среди тех, кто посчитал присвоение статуса «иностранного агента» по сути позорным — основатель фонда «Династия» Дмитрий Зимин. 25 мая Минюст внес организацию в список «иноагентов». Вместе с «Династией» под раздачу попал и фонд «Либеральная миссия», возглавляемый научным руководителем Высшей школы экономики Евгением Ясиным. Решение Министерства юстиции вызвало широкий общественный резонанс. С его критикой выступил ряд правозащитников и журналистов. Вопрос о судьбе «Династии» поднимали и на встрече президента РФ Владимира Путина с бизнес-сообществом на форуме «Деловая Россия». Сам Дмитрий Зимин заявил, что прекращает финансирование фонда. Министру юстиции РФ Александру Коновалову пришлось объясняться — сделал он это, находясь в Петербурге на Международном юридическом форуме.
«Конечно же, «Династия» может быть исключена из реестра иностранных агентов по решению суда, мы это знаем. Если будет соответствующее обращение в суд и такое решение будет принято по всей вертикали судебной власти», - сказал Коновалов.
Между тем, на днях депутат Госудумы Дмитрий Гудков внес на рассмотрение нижней палаты законопроект об отмене понятия «иностранный агент». По его мнению, данное понятие пока принесло только вред. «Этот позорный список, как и не менее позорный закон, нужно отменить. В признании собственных ошибок нет ничего стыдного: надеюсь, в Думе это понимают. Пора уже прекратить сражаться с экологами, правозащитниками и меценатами», — сообщил парламентарий.
Вот только сама возможность одобрения депутатами данного законопроекта вызывает очень большое сомнение.
Илья Давлятчин
«Сказка» для сербских школьников
Новинки авторынка: как повезет
«Зенит» открыл сезон Суперкубком