Авторынок упал на дно
Падение продаж автомобилей в Петербурге приостановилось: авторынок города на Неве замер на отметке «минус 40». Эксперты считают, что даже отрицательный результат можно назвать стабилизацией. Главное, чтобы снизу по «дну» не постучали.
Рубрика:
Экономика
Метки:
Санкт-Петербург
автопром
Фото: Анна Беляева, «БалтИнфо»
Аналитики рынка фиксируют стабильно отрицательный результат два месяца подряд. По информации агентства «Auto-Dealer-СПб», за январь-апрель в Петербурге было продано 38,7 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей. Это на 39% меньше аналогичного периода прошлого года.
Начиная с января авторынок скачками шел вниз. За первый квартал продажи упали на 30%, а в марте показали беспрецедентно низкую цифру, сократившись сразу на 45% к показателю марта 2014 года. В апреле же авторынок наконец притормозил падение: снижение продаж составило 44%, отвоевав все же один процент у предыдущего показателя.
Десятка наиболее продаваемых автомобилей не вышла за рамки общего тренда: все модели показали отрицательный результат. Меньше всего «пострадал» от падения продаж Hyundai (минус 4%). Его по-прежнему везет бестселлер Solaris, говорят эксперты агентства. А возглавляет десятку по-прежнему Renault. Более 90% продаж бренда в Петербурге приходятся на Duster, Logan и Sandero.
Вторую строчку заняла Kia, а на третье место пришел Hyundai. Месяцем ранее тройку замыкал Nissan, у которого в апреле провалились продажи моделей Almera и X-Trail. Сейчас Nissan вышел лишь на пятое место, а впереди него встала отечественная Lada. Ранее эксперты агентства отмечали: Lada становится одним из брендов, которые получают выгоду от ухода с российского рынка GM, отдельные дилеры готовы дополнить свой пустеющий портфель отечественной маркой. Другими «заменителями», напомним, аналитики называли бюджетные китайские и корейские марки.
Положительную динамику демонстрируют единицы брендов. Среди них – китайский Lifan. За четыре месяца продажи этой марки показали рост на 54%, хотя в штуках результат пока невелик: 177 автомобилей. Интерес марки к российскому рынку есть. На недавней дилерской конференции руководство компании заявило о далеко идущих планах, и в скором времени подтвердит их на практике: уже летом Lifan намерен выкатить на российский рынок сверхбюджетный кроссовер Х50.
По-прежнему устойчив и премиум-сегмент. Наряду с вышеупомянутыми «китайцами» положительную динамику демонстрируют только Mercedes-Benz, Lexus и Porsche. Что касается BMW, то он все же покинул десятку первых. Его место занял Mitsubishi.
Петербургский авторынок движется в общероссийском тренде. По данным ассоциации европейского бизнеса, в марте 2015 года продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей по стране сократились на 42,5%, а в апреле результат немного улучшился – падение составило 41,5%.
Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер отметил, что даже в 2009 году результаты были лучше, однако динамика отличается. «Не в последнюю очередь благодаря тому, что в этот раз правительство среагировало гораздо раньше, предложив ряд мер, чтобы избежать еще большего падения рынка, - говорит эксперт. - Поэтому мы не ожидаем дальнейшего ухудшения статистики по отношению к прошлому году. Скорее всего, в ближайшие месяцы мы будем видеть постепенное сглаживание негативного тренда».
Эксперты петербургского авторынка также говорят о наступлении долгожданной стабилизации. «С учетом нынешних объемов и невысокой базы прошлого года далее он может постепенно отыгрывать утерянные позиции», – рассуждает генеральный директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин. По его мнению, концернам помогла программа льготного автокредитования (прежде всего, имеющим производство в России – Hyundai, KIA, Renault), хотя в целом она пока не оправдывает возложенные на нее ожидания.
По мнению генерального директора агентства «INFOLine» Ивана Федякова, говорить о достижении дна можно в том числе и потому, что падать дальше рынку в принципе некуда. «Авторынок выдержал удар, которого другие рынки могли бы и не вынести», - говорит эксперт. Вместе с тем снижение оказалось настолько глубоким, что дальнейшее движение вниз уже может обернуться катастрофой. Однако она не случится, убежден Иван Федяков: все-таки экономика продолжает работать, война не началась, а накопления граждан не сгорели.
По мнению аналитика, участников авторынка на фоне снижения спроса и рухнувших продаж сейчас поддерживают смежные бизнесы (например, сервисное обслуживание) и надежда на более светлое будущее, вследствие чего они готовы держать удар. И эта надежда оправдана, считает эксперт, - рынок выстоит и трансформируется. Перестройка, и это заметно уже сейчас, идет как в ассортименте (одни марки уходят, как GM, а на смену им приходят другие), так и собственно в структуре бизнеса. Дилеры все больше обращают внимание на развитие сервисных программ, сегментов аренды автомобилей и продажи б/у авто. При этом, продолжает Иван Федяков, не будет большой беды и в том, что рынок из-за рискованной или неверной политики отдельных игроков поредеет: пять – шесть официальных представителей на каждую (или почти каждую) марку для Петербурга – это больше, чем рынок может «проглотить».
С другой стороны, возврата к прежним уровням рынку ожидать также не стоит. «Отскока не предвидится, - считает эксперт. – Вероятнее всего, на низких уровнях, в боковике авторынок будет двигаться весь 2015-й, а то и 2016-й год. Восстановление экономики идет медленно и не в том ключе, как хотелось бы, ведь фундаментально ничего не меняется. Поэтому если кто-то еще тешит себя надеждой, что все будет по-старому, то зря: возврата к былому не будет».
Анна Беляева
«Сказка» для сербских школьников
Новинки авторынка: как повезет
«Зенит» открыл сезон Суперкубком