Омбудсмен – друг человека
Милонов подготовил законопроект об учреждении новой должности – уполномоченного по делам верующих при президенте. Это лишь одна из череды аналогичных инициатив. Помимо уже существующих детского омбудсмена, бизнес-омбудсмена и интернет-омбудсмена в стране могут появиться омбудсмены по правам женщин, пациентов, автомобилистов…
Рубрика:
Общество
Виталий Милонов. Фото: Пресс-служба Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
Депутат петербургского парламента Виталий Милонов подготовил федеральную инициативу об учреждении новой должности – уполномоченного по защите прав традиционных религий и верующих граждан при президенте. Понятное дело, с собственным бюджетом и аппаратом. При этом в настоящее время в России на федеральном уровне уже действуют помимо обычного омбудсмена и детского омбудсмена бизнес-омбудсмен, финансовый омбудсмен (по просьбе банков пытается урегулировать их споры с клиентами), интернет-омбудсмен и омбудсмен по правам студентов при Минобразовании. А в регионах тем временем то и дело появляются свои местные омбудсмены. К примеру, в республике Алтай недавно учреждена должность уполномоченного по правам коренных малочисленных народов.
Омбудсмен – это такой чиновник, который защищает права определенных групп населения, реагируя на их жалобы и, соответственно, обращаясь в различные органы власти. Впервые такая должность появилась в Швеции в 1809 году. В настоящее время подобные органы действуют в большинстве стран ООН. К примеру, в Германии есть омбудсмен по правам переселенцев (репатриация немцев традиционно является важной составляющей местной политики), а в США недавно появился ЛГБТ-омбудсмен.
Однако в России в последние пару лет инициативы об учреждении все новых омбудсменов появляются чуть ли не каждую неделю. Порой просители получают еще более щедрый результат, нежели тот, на который рассчитывали. Скажем, многочисленные инициативы об учреждении омбудсмена по делам национальностей, звучавшие из национальных республик, недавно привели к появлению целого федерального ведомства – Агентства по делам национальностей. А координационный центр русских патриотических и православных организаций Воронежской области обратился к губернатору Алексею Гордееву с предложением о создании должности уполномоченного по правам русских в регионе, но, разумеется, получил отказ.
Можно вспомнить и целый поток аналогичных инициатив. Член Общественной палаты Сергей Марков обратился к президенту с просьбой учредить должность уполномоченного по правам женщин. Депутаты Госдумы от ЛДПР внесли законопроект об учреждении омбудсмена по правам инвалидов. Еще две прозвучавших в стенах российского парламента инициативы касалась появления омбудсменов по правам ветеранов войн и по правам пациентов (последний призван защищать право граждан на доступную медицину).
Андрей Петров, будучи кандидатом в губернаторы Петербурга, в разгар избирательной кампании хотел создать должность уполномоченного по правам пенсионеров. Проблему неуставных отношений в армии неоднократно предлагали решить с помощью омбудсмена по правам военнослужащих. А Совет по правам человека при президенте недавно придумал должность «ньюс-омбудсмена», который рассматривал бы жалобы зрителей на содержание телеэфира, правда, пока только для Общественного телевидения.
А первый зампредседателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Александр Агеев предложил учредить в России должность уполномоченного по правам автомобилистов. Соответствующее обращение он отправил президенту Владимиру Путину. На эту инициативу отреагировал заммэра Москвы Максим Лискутов: «Есть целый орган — Государственная автомобильно-дорожная инспекция (ГАИ), который является авторитетным органом с точки зрения решения любых конфликтов как на стороне автомобилистов, так и на стороне власти». Еще одна шутка чиновника – «тогда придется создавать уполномоченных по правам велосипедистов, пешеходов и так далее». Кстати, у нас уже есть отличный претендент на пост омбудсмена по правам байкеров. Но в сущности такие же возражения можно высказать и по поводу любого из уже существующих омбудсменов. В России существуют суд и прокуратура, а, скажем, детский омбудсмен еще и дублирует функции органов опеки. Не означает ли решение о появлении нового уполномоченного, что соответствующая отрасль работает как-то неправильно? И, может быть, реформировать стоит ее, а не создавать на пустом месте все новые и новые чиновничьи аппараты?
А еще в этой связи нельзя не вспомнить реплику депутат петербургского ЗакСа Анатолия Кривенченко, когда в петербургском парламенте решался вопрос о создании должности омбудсмена по правам предпринимателей. Отметив, что в городе уже есть омбудсмен по правам человека, народный избранник вопросил: «А разве предприниматель – не человек?».
Олег Саломатин
«Сказка» для сербских школьников
Новинки авторынка: как повезет
«Зенит» открыл сезон Суперкубком