Как нам обустроить российский футбол
Валерий Газзаев представил в Петербург свою программу реформирования футбольного хозяйства, которая уже к чемпионату мира 2018 года призвана вывести Россию из кризиса. Заодно известный тренер послушал советы местных специалистов, которые предлагают лицензировать руководителей команд и поднимать студенческий футбол.
Рубрика:
Спорт
Метки:
Санкт-Петербург
футбол
Открытая тренировка сборной России по футболу. Фото: Валентин Илюшин, «БалтИнфо»
Валерий Газзаев, неоднократно выигрывавший чемпионат России с «Аланией» и ЦСКА, а также бравший с армейцами 10 лет назад Кубок УЕФА, в последнее время твердо решил заняться не спасением одного какого-то клуба, а всего отечественного футбола сразу. Сначала был проект Объединенного чемпионата России и Украины, но Киев год с небольшим назад пошел своим путем. Тогда известный тренер решил сосредоточить усилия на обустройстве одного лишь отечественного футбольного хозяйства. В марте новый план был представлен на заседании Общественной палаты в Москве. Далее его передадут самому президенту Владимиру Путину. Но для начала Газзаев решил пощупать пульс регионов и устроить для этого турне по разным городам, в которых будут проходить общественные слушания. А начать решил с Петербурга.
Встречу в Смольном докладчик начал с очередного подробного представления своей программы. Напомним, предлагается сократить вдвое количество профессиональных клубов, сделать вторую лигу полупрофессиональной, но зато расширить РФПЛ до 18 команд, а ФНЛ — до 36 команд, разделенных на 3 зоны. Затем отменить лимит на легионеров для элитного дивизиона, а в ФНЛ оставить командам не более трех иностранцев, но при этом обязать каждый из 54 профессиональных клубов выпускать на поле в стартовом составе как минимум одного игрока до 21 года для РФПЛ и до 20 лет для ФНЛ. Другой важный пункт касается наведения порядка в детско-юношеском футболе: унифицировать систему подготовки игроков, обеспечить лицензирование всех тренеров, создать грамотную структуру турниров и обеспечить участие школ в международных соревнованиях, а заодно обязать профессиональные клубы тратить на свои академии не менее 10% призовых за участие в чемпионате. С футбольными хулиганами планируется бороться посредством введения единой карты болельщика. Отдельный пункт посвящен повышению финансовой состоятельности клубов, уменьшению зависимости от госфинансирования, финансовому Fair Play и прочим подобным прекрасным вещам. Бюджеты клубов Газзаев предлагает сделать прозрачными, госсредства тратить не на трансферы и зарплаты легионеров, а на инфраструктурные проекты, а частных инвесторов привлекать за счет введения для них налоговых льгот.
Глобальных возражений от питерских специалистов ни по одному из пунктов Газзаев не услышал, в Северной столице чтят авторитеты, но дополнительные предложения все же прозвучали. Так, старший тренер юношеских сборных команд по футболу МРО «Северо-Запад» Вячеслав Мельников напомнил, что зарплата детского тренера, закончившего институт, составляет от 10 до 15-18 тыс. рублей. «Это мало, чтобы двигаться дальше и развивать конкуренцию», - подчеркнул специалист. Другой важный тезис касался реформирования студенческих футбольных первенств, что позволило бы талантливым выпускникам школ, не попавшим сразу в профессиональные команды, совершенствовать свое мастерство еще 4-5 лет в сильной студенческой лиге, но при этом заодно получать высшее образование. На случай, если с футболом так и не срастется.
Еще более пространный список замечаний подготовил исполнительный директор Северо-Западного регионального Центра подготовки и лицензирования тренеров по футболу Марк Рубин. Самое забавное из них — лицензировать не только футболистов и тренеров, но и руководителей клубов, чтобы они также чему-то в обязательном порядке учились. Здесь известный специалист пожаловался на некую «вторую команду» из Петербурга: «Первое условие для главных тренеров — не выключать телефон во время игры. Звонит и матом кричит: убери с поля этого урода». Другая идея опять касается детских тренеров. Марк Рубин предлагает принять специальный закон о статусе тренера в детско-юношеском футболе, а то «родители разговаривают с ними на ты», а когда удается подготовить хорошего игрока, его забирает академия одного из клубов, и тренер, вынужденный иметь 2-3 работы, «остается с носом и ведет полунищенский образ жизни».
Отметим, что, как ранее справедливо подчеркивали многие специалисты, ряд пунктов программы являются довольно спорными. Так, отмена лимита на легионеров призвана повысить конкуренцию и лишить талантливых российских спортсменов гарантированных мест в составе элитных клубов только за место прописки, однако вместо нее вводится новый костыль с лимитом на молодежь, и ественный порядок конкуренции вновь нарушается. Что до способов увеличения доходов клубов и снижения бюджетной нагрузки, то в этой части многие рецепты пока звучат несколько декларативно, так как требуют более подробной проработки. И, пожалой, самое главное — не должно быть ложных надежд, до первого чемпионата мира в России осталось всего три года, и считать, что за это время реально как-то серьезно изменить расклад сил на международной арене — крайне наивно. Планы в идеале должны простираться на гораздо более длительный срок.
Олег Саломатин
«Сказка» для сербских школьников
Новинки авторынка: как повезет
«Зенит» открыл сезон Суперкубком