А на дворе - «медведевский» полусухой закон
Знаменитый горбачевский «полусухой закон» был принят ровно 30 лет назад. Как ни удивительно, мы и сейчас живем в условиях антиалкогольной кампании, на западе ее называют «медведевской». Специалисты убеждены, что ее следующим этапом должен стать запрет на продажу спиртного вне специализированных магазинов.
Рубрика:
Общество
Метки:
Россия
алкоголь
законодательство
Фото: Валентин Илюшин, "БалтИнфо"
Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения» вышел 16 мая 1985 года. Сейчас его часто представляют как некое «самодурство» Горбачева, но в действительности активная борьба с пьянством началась еще при Андропове, а главным инициатором реформы был, не сам генсек, а член Политбюро Егор Лигачев. На тот момент большей части руководства СССР было вполне очевидно: страна спивается. «К 85 году дело в стране дошло до того, что хотели организовать государственный комитет, который бы занимался только вопросами алкогольного регулирования. С точки зрения правовой и нормативной обеспеченности это была самая удачная реформа, в ней были предусмотрены все основные вопросы правового регулирования со стороны государства. Но был крайне неудачно выбран момент, ведь алкоголь составлял большой процент доходов бюджета. По данным разных специалистов, из-за компании в год государство теряло от 5 до 40 млрд рублей. Основным источником доходов тогда, как и сейчас, были цены на нефть. И, как раз во второй половине 80-х, они резко упали. Если реформы проходят на сломе основного источника финансирования — они не могут быть действительно успешными», - считает профессор кафедры Новейшей истории России СПбГУ Виктор Иванов.
Тем не менее, своей основной цели реформа достигла, считает советник председателя Комитета по вопросам законности городской администрации Иван Краснов. «Среднедушевой уровень потребления в начале восьмидесятых составлял около 10 литров спирта на душу населения, считая грудных младенцев. Это высокий уровень, причем официальные цифры занижены, реально это было где-то на треть выше. По итогам кампании среднедушевое потребление упало вдвое. За счет теневого сектора можно прибавить несколько десятков процентов, но, в любом случае, сокращение было очень заметным. Этот результат нельзя охарактеризовать иначе, чем очень положительный», - констатирует Краснов.
Россияне и сейчас живут в условиях мягкого «полусухого закона». По данным Роспотребндзора, в 2009 году на каждого россиянина приходилось 19 литров спирта, а в 2014 — только 13,5 литров. «На одной из крупных международных конференций я своими ушами слышал от британских коллег термин «медведевская антиалкогольная кампания». Все российские участники были очень удивлены. Те законодательные меры, которые были приняты в районе 2010 года, замечены и воспринимаются именно как антиалкогольная кампания», - отметил Краснов. Наиболее эффективной мерой в рамках этой госполитики специалисты считают повышение цен на алкоголь.
Как отметил начальник лицензионного управления Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Александр Кабанов, стратегия государства в алкогольной политике хорошо соотносится с позицией по данному вопросу ВОЗ. Он отметил, что острой проблемой остается контрафактное (не обложенное акцизом) производство алкоголя. Главной мерой по борьбе с «ночными сменами» на заводах должна стать ЕГАИС - Единая государственная автоматизированная информационная система. «Если она будет, наконец, полностью внедрена и будет исправно функционировать, государство сможет проследить судьбу каждой бутылки водки от конвейера и до прилавка. Теоретически, это должно победить контрафакт», - надеется он.
Об успехе незаметной «медведевской антиалкогольной кампании» говорит и заместитель главного врача Городской наркологической больницы Виктор Григорьев: «Ограничительные меры должны вводиться медленно и целенаправленно. Все предшествующие компании были слишком резкими. Нынешняя политика гораздо правильней — мы вводим ограничения постепенно, час за часом сокращая время для продажи спиртных напитков. Люди привыкают». Григорьев отметил, что ограничительные меры последних 15-20 лет резко сократили потребление суррогатов. «Раньше пили все подряд: аптечные препараты, технические жидкости, омыватели. Сейчас этого практически нет. В НИИ Джанелидзе с подобными отравлениями попадают единицы», - сообщил нарколог.
Он также отметил, что одной из самых надежных статистик во всем, что связано с употреблением алкоголя является статистика алкогольных психозов. «Если уж человек вошел в психоз, то он никуда не денется, он появится у наркологов перед глазами. Считать число потребителей любого психоактивного вещества, включая алкоголь, можно лишь оценочно, а «белая горячка» – это надежный индикатор. Так вот, в 90-ые количество алкогольных психозов в Петербурге было в районе 80 на 100 тыс. населения, а примерно с 2005 года оно сократилось до 15 на 100 тыс. и держится на этом уровне», - отметил он. Это хороший уровень даже в международном масштабе.Резко уменьшилось количество подростков, у которых хоть раз в жизни была «белая горячка». «Мы уже три года не имеем ни одного случая такой госпитализации, просто ни одного. Возможно, это связано с переходом от крепкого алкоголя к слабоалкогольным напиткам», - предположил врач.
Григорьев отметил, что термин «борьба с алкоголизмом» является очень неудачным, всякая борьба кажется чем-то агрессивным и вызывает отторжение. Вместо этого нужно говорить о профилактике. И следующий важнейший шаг — продажа алкоголя только в специализированных магазинах, заявил он.
Увы, но этой зимой государство существенно отступило от принципов мягкой и высокоэффективной «медведевской» кампании. Минимальная розничная цена бутылки водки объемом 0,5 литра крепостью 40 градусов упала с 220 до 185 рублей. Это ставит под сомнение волю правительства и дальше идти ранее намеченным курсом и постепенно переходить к более жестким мерам, таким как полное изъятие алкоголя из обычных продуктовых магазинов и переход к полностью специализированной торговле.
Тимофей Тумашевич
«Сказка» для сербских школьников
Новинки авторынка: как повезет
«Зенит» открыл сезон Суперкубком