Фармацевты просят за лекарства
Петербургский фармацевтический кластер просит у властей больше поддержки: ограничить закупки у иностранных компаний, ускорить строительство фармацевтических технопарков, обязать врачей прописывать отечественные препараты. Чиновники же советуют учиться конкурировать на рынке, но эксперты сомневаются в качестве отечественных лекарств.
Фармацевтическую отрасль в Петербурге начали объединять в кластер пять лет назад. Для координации усилий участников кластера было создано некоммерческое партнерство «Медико-фармацевтические проекты. XXI век». В качестве площадок для размещения производства были выбраны территории промышленных зон «Пушкинская», «Новоорловская».
Смольный, похоже, пока видит развитие кластера в радужных тонах. «Петербург занимает первое место в России по темпам роста фармацевтической отрасли. На территории «Пушкинской» компания «Герофарм» строит высокотехнологичный завод, «Самсон-Мед» проектирует производство, «Неон» получил положительное заключение госэкспертизы на проект. Для резидентов экономической зоны созданы благоприятные условия: снижен страховой взнос, инвестор освобождается от налога на имущество на 10 лет, налога на землю – на 5 лет. Также он может ввозить с нулевой таможенной ставкой компоненты для производства. А после завершения строительства завода он может выкупить землю за четверть от ее кадастровой стоимости», - описал ситуацию зампред Комитета по промышленной политике и инновациям Петербурга Сергей Тальнишних.
Правда, сами участники кластера несколько иного мнения об удобствах работы внутри промышленных зон. «В «Новоорловской», например, нет подъездных дорог, канализации. Что-то из сетей нам помогали строить, что-то – уже мы помогали, но всему есть предел. Проблему с канализационной сетью обсуждаем год, все кабинеты уже знаем, и ничего не двигается. Меняются только какие-то местечковые вещи, и то – усилиями наших соседей по кластеру», - сообщил гендиректор компании «Вертекс» Георгий Побелянский.
Его поддержал директор по экономической безопасности «Герофарм» Андрей Ахантьев: «Строим завод в «Пушкинской». Уже более полугода не можем подключиться хотя бы ко временной схеме электроснабжения. Подозреваем, что на постоянную схему будет еще сложнее. Формальные причины – генерирующая организация не приняла на баланс новую подстанцию».
При этом промышленники отмечают: необходимо на федеральном уровне установить преференции при госзакупках лекарственных препаратов и оборудования. В частности, отдавать эти преференции компаниям с пропиской в Петербурге и производителям полного цикла. Так, промышленники смогут расширить географию поставок и обеспечить чуть ли не всю России из одного города.
«Для закупок жизненно-важных препаратов только 15% идет от российского производителя. Лоббировать нужно отечественные препараты с доказанной эффективностью. Может, стоит вкладывать деньги в исследования, чтобы понять, что наши препараты не уступают импортным, и исключить импорт из закупок?» - прокомментировал заместитель коммерческого директора по продажам НТФФ Полисан Александр Дуленцов. Он добавил, что, возможно, будет правильнее обязать врачей прописывать пациентам отечественные лекарства при наличии импортных аналогов.
При этом некоторые пациенты со страхом ожидают реорганизации фармкластера. Например, в Петербурге проживает 26 детей с трансплантами. «Последние три года нам удавалось обеспечивать наших детей оригинальными препаратами импортного производства. Взрослые люди, перенесшие трансплантацию, получают российские аналоги. Не хочу и думать, что будет, когда мы полностью перейдем на отечественные препараты», - сказал заместитель главного трансплантолога Петербурга Дмитрий Суслов. По его мнению, эффективность и безопасность применения некоторых российских лекарств крайне сомнительна.
В Комитете по здравоохранению идеи бизнесменов воспринимают с осторожностью и советуют им активнее конкурировать на рынке и в розницу. «Также если наш производитель хочет торговать сам, то он может участвовать в аукционах и заниматься распространением препаратов самостоятельно. Мы поможем, в том числе компенсировать затраты на логистику. При этом в 2015 году более 50% препаратов для льготных категорий граждан было закуплено у российского промышленника», - отметил заместитель председателя комитета Михаил Касаткин.
Он добавил, что иностранные производители помогают обеспечивать некоторую экономическую стабильность, так как они готовы заморозить цены на несколько лет вперед. Однако участники фармацевтического кластера Петербурга подчеркивают: если бы и у них была гарантированная закупки на несколько лет вперед, то и они бы держали цены.
Игроки петербургского фармацевтического рынка также требуют изменить законодательство. В частности, в российских законах до сих пор нет понятия «производитель». А в Белоруссии, например, при закупках преимущество имеют именно предприниматели-производители.
«Санкции были введены давно, а мы до сих пор не можем поменять законы. Нужно передать некоторые полномочия по проведению конкурсов в ведение региона. Также несправедливо, когда наш производитель должен доказывать цену на продукт по его компонентам. Иногда ампула стоит дороже, чем действующее вещество. В Европе, например, цену на препараты регистрируют, исходя из аналитики общего ценообразования», - сказал гендиректор «Медико-фармацевтические проекты. XXI век» Дмитрий Чагин.
Накануне министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что правительство РФ готовит три постановления по введению ограничений при государственных закупках некоторых лекарственных препаратов.
Наталья Блинникова
«Сказка» для сербских школьников
Новинки авторынка: как повезет
«Зенит» открыл сезон Суперкубком