21 ноября 2024, четверг
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

Не заметили, как застроили юг

В Комитете по градостроительству готовится концепция развития южных территорий Петербурга. Чиновники признали, что упустили момент, когда еще можно было остановить «геттонизацию» этой части города. Сейчас же они разводят плечами – снести уже ничего нельзя и надо как-то спасать юг от транспортного и социального коллапса.

Строительство. Застройщики. Фото: Вадим Аванесов, «БалтИнфо»

Строительство. Застройщики. Фото: Вадим Аванесов, «БалтИнфо»

«10-15 лет назад по дороге в Пушкин и Павловск мы видели бескрайние поля, единственной точкой притяжения были дворцы. Время пролетело быстро. Рубикон уже пройден: тот момент, когда надо было остановиться в застройке территорий, мы не заметили. Сейчас мы уже не можем что-то снести, выкупить, переделать. Но там старая инженерия, есть необходимость в санитарных зонах», - сказал первый заместитель председателя Комитета по промышленной политике и инновациям Петербурга Михаил Пензиев на сессии форума пространственного развития города.

Его коллега, председатель Комитета по градостроительству и архитектуре Владимир Григорьев, в свою очередь, заметил, что развитие территорий на юге было закономерным. Ведь там, в отличие от севера города, много свободных сельхозземель. Кроме того, застройка началась исторически еще с появлением дворцово-парковых ансамблей. «Но на юге должно быть комплексное развитие территорий, чтобы они были самостоятельны. Необходимо переходить к полицентрической модели Петербурга», - подчеркнул Григорьев.

Население Пушкинского и Красносельского районов за последние 10 лет выросло более чем на 100 тыс. человек и уже превышает 800 тыс. жителей. А при условии реализации строящихся кварталов достигнет одного миллиона человек уже к 2018 году. При этом жители каждый день перемещаются в Петербург на работу по нескольким перегруженным шоссе, по которым также двигаются транзитные большегрузы. Ситуацию обостряет и грядущее строительство города-спутника «Южный», в который заселится 134 тыс. человек.

Григорьев подчеркнул, что сейчас в КГА разрабатывается концепция комплексного развития юга Петербурга. Пока это внутренний документ и ознакомиться с ним нельзя. В нем будут определены виды использования тех или иных земель, но вот что будет на них построено – это уже решат инвесторы и профильные ведомства, пояснил он. «Мое субъективное мнение, что на юге нужно развивать, в первую очередь, транспортно-логистический комплекс. А за ним уже потянется и инфраструктура, и торговля, и социальные объекты», - прокомментировал глава КГА.

В частности, власти делают ставки на будущий порт Бронка под Ломоносовым, на развитие порта Усть-Луги, на строительство логистического инновационного центра сельхозпродукции в Красносельском районе, на логистический центр в Шушарах. Кроме того, чиновники надеются на автопром и фармкластер, которые уже сейчас создают рабочие места. Также планируется возведение производственных площадей и кампуса Университета ИТМО в «Южном».

«Деловой туризм, и туризм в целом также становятся стратегическим направлением развития Петербурга. В частности, бизнесмены оставляют в городе в два-три раза больше денег, чем обычные туристы. Обсуждается создание на юге города этно-парка и исторического парка – экспонаты для них уже есть. Вместе с «Экспофорумом» это позволит создать вдоль Пулковского шоссе кластер событийного туризма», - добавил директор ООО «Экспофорум Интернэшнл» Сергей Воронков.

Он добавил, что если власти хотят удержать людей в южной части города, то им необходимо поощрять инвесторов строить там необходимую инфраструктуру. В том числе, обязательным условием сбалансированного развития юга он назвал станцию метро.

Если город будет двигаться по части транспорта с неизменной стратегией – строить все больше дорог для всё большего количества автомобилей, то пробки никогда не исчезнут, поддержал мысль Воронкова руководитель проектов по транспорту Systematica Mlab Лука Гуала, который занимался развитием транспортных узлов в районах вокруг аэропорта Шереметьево в Москве.

«Если половина населения перемещается на личном транспорте, то она занимает 94% пространства на дороге. Людей нужно пересаживать на общественный транспорт. Более того, не стоит создавать низкую плотность жилой и деловой застройки вдоль дорог и иных транспортных путей. Нужно точечно делать плотную застройку инфраструктурой только на остановках общественного транспорта. При этом на разных остановках должны быть разные кластеры развития», - прокомментировал он. Лука Гуала добавил, что сейчас успешные города делают ставку на пешеходов и пользователей общественного транспорта, а не на автомобилистов.

Однако бросить все силы на автобусы и метро Смольный так или иначе не сможет. По оценкам советника директора «Дирекции по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти» Игоря Кайбанова, 35% портовой деятельности в России приходится на город и область, так же, как и половина экспортной деятельности. Транспортная отрасль приносит до 14% в бюджет страны. «Будет ли развиваться бизнес на юге города – зависит от инфраструктуры. Мы ее не создали. При этом у нас жесткая конкуренция с прибалтийскими портами. Сейчас есть задержка кое-каких транспортных проектов, но это не из-за кризиса. Такие задержки были и раньше», - сказал он.

При этом актуальным остается вопрос разделения потоков грузовиков промышленников и автомобилей жителей по разным дорогам. В этом деле власти уповают на будущую скоростную платную автодорогу Москва-Петербург (СПАД). Она будет короче основной дороги на 50 км и соединит две столицы, судя по схеме, почти прямой полосой асфальта. Первый участок автобана открылся в районе Шереметьево в прошлом году.

Кайбанов заметил, что сейчас у юга города две проблемы: дороги и гетто. При этом урбанист Александр Холодов предложил необычный вариант решения этих проблем: просто избавить юг от перенаселения и развивать район для элиты. «Сейчас переносят «Газпром» в Петербург. Им надо где-то жить. Почему бы не пригласить их в строящийся город на юге? И попросить, чтобы они позвали своих друзей из «Роснефти», - сказал он.

Но эта перспектива кажется необоснованной в уже сложившихся условиях. Да и у Смольного уже более далеко идущие планы. Главное, чтобы и в этих планах они не проглядели очередной Рубикон и не переступили его, не заметив.

Наталья Блинникова

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх