Рядовой Кумарка: 70 лет забвения
Поиски могилы прадеда-красногвардейца, погибшего на Ленинградском фронте, привели петербургского студента из Казахстана в леса Всеволожского района. О прадеде известно немного: летом 1941, оставив дом в небольшом поселке в Шаульдерском районе Южно-Казахстанской области, он пришел в районный военкомат, чтобы идти добровольцем на фронт. А через два года погиб в лесах где-то под Лемболово во Всеволожском районе Ленобласти.
Рубрика:
Общество
Метки:
Санкт-Петербург
Казахстан
Ленобласть
Великая Отечественная война
Кушбай Махатов. Фото: из личного архива Эрика Есенова
Еркебулан (Эрик) Есенов приехал в Петербург из Казахстана 2 года назад учиться на фармацевта. До переезда в Россию, признается Эрик, историей своего погибшего на фронте прадеда, как и историей Великой Отечественной войны, интересовался не особо. О прадеде по отцовской линии – Кушбае Махатове по прозвищу Кумарка - было известно немного: летом 1941, оставив дом в небольшом поселке в Шаульдерском районе Южно-Казахстанской области, он пришел в районный военкомат, чтобы идти добровольцем на фронт.
В феврале Кушбай Махатов 1943 был ранен где-то под Лемболово во Всеволожском районе Ленинградской области. Об этом его родственники узнали из похоронки, пришедшей по почте. Однополчане похоронили Кумарку недалеко от места боев. Но где именно, отдельно или в братской могиле – неизвестно.
В следующие 70 лет информации о месте захоронения прадеда будущего фармацевта Еркебулана Есенова не прибавилось. Зато в 2013 году семье Эрика удалось отыскать могилу прадеда со стороны матери, погибшего на фронте под Смоленском.
Находка вдохновила возобновить поиски захоронения второго прадеда. Так совпало, что в 2013 Эрик ухал учиться в Петербург. Провожая племянника, дядя рассказал ему незаконченную историю прадеда и попросил при возможности отыскать место захоронения.
Свои поиски студент начал с интернета. На одном из сайтов удалось отыскать Банк данных погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны военнослужащих, призванных с территории Казахстана.
Информация о Кушбае Махатове есть в Центральном архиве Министерства обороны РФ (ЦАМО), но ее немного: прозвище, фамилия, место рождения, дата и место призыва, звание, последнее место службы, причины и дата «выбытия». К информации в похоронке, табличка из архива ЦАМО добавляет лишь, что Кумарка Махатов, призванный из Шаульдерского районного военкомата Казахской ССР, служил в 10-й стрелковой дивизии.
В архиве ЦАМО Кумарка Махатов проходит под званием «красноармеец», сейчас это уже архаизм, звание официально существовало с 1935, а затем его заменили «рядовым».
Продолжить поиски правнук красноармейца решил в архивах военкомата Всеволожского района, но ответа оттуда пока не получил. Подобные ведомства, как известно, не отличаются оперативностью, отвечая на запросы. Чтобы не терять времени, будущий фармацевт в один из весенних дней отправился вместе с другом во всеволожские леса в надежде отыскать хоть какую-то зацепку – братскую могилу со списком фамилий или мемориал неподалеку от Лемболово. Но это оказалось не так просто, как представлялось. Мемориалы и обелиски нашлись. Фамилия прадеда на табличках моментов – нет.
На счастье Эрика, в своих лесных поисках, он встретил петербургского тележурналиста. Мужчина помог студенту направить поиски в нужное русло, посоветовал несколько сайтов с архивными данными, а также свел с историками и поисковиками.
Найти прадеда для Эрика - задача более важная, чем может показаться на первый взгляд. Это не просто поиск своих корней и дань уважения родственнику, отдавшего свою жизнь, чтобы защитить страну от врага. Так же как у православных принято отпевать умерших, по мусульманской традиции над покинувшим этот мир человеком необходимо прочитать Коран.
«Я очень надеюсь в ближайшее время, с помощью архивных данных, отыскать могилу прадеда. Родственники в Казахстане уже наготове: как только место захоронения будет найдено, они готовы вылететь в Петербург, провести все необходимые ритуалы и, возможно, поставить небольшой обелиск на месте, где завершил свои дни прадед», - говорит Эрик Есенов.
Анастасия Лаптёнок
«Сказка» для сербских школьников
Новинки авторынка: как повезет
«Зенит» открыл сезон Суперкубком