Старост зовут в Госдуму
Институт старост сельских поселений в Ленобласти развивается не на шутку. Видимо, решив первостепенные проблемы, старосты начинают требовать средств на патриотическое воспитание молодежи и ратуют за создание региональных общественных советов. А спикер Госдумы Нарышкин пригласил их в Москву: вместе с депутатами решать проблемы самоуправления по всей стране.
Рубрика:
Общество
Сергей Нарышкин в Ленинградской области. Фото: Пресс-служба Губернатора и Правительства Ленинградской области
В конце 2012 года губернатор Ленобласти Александр Дрозденко подписал закон о развитии и поддержке в регионе института сельских старост. Решение было принято в связи с намерением губернатора укрупнить муниципальные образования региона. Таким образом, центральная власть еще больше удалится от жителей деревушек, а сельские старосты таких поселений станут ее проводниками на местах. В Ленобласти почти три тысячи населенных пунктов, из которых почти 2,9 тысячи - сельские. Правда, там проживает 20% населения региона.
Старосты избираются либо из местного совета, либо просто из жителей поселения из примерного расчета один староста на 50 человек. Исполнять свои обязанности старосты могут до пяти лет, добровольно или с вознаграждением. При этом они берут на себя ответственность за целевое использование выделенных средств. Чтобы получить финансовую поддержку, они должны предоставить в региональное правительство сметы и обоснование необходимости тех или иных субсидируемых работ. Сумма финансовой поддержки зависит от нескольких факторов, но она не может быть меньше 100 тыс. рублей на один населенный пункт.
Этот институт привлек к себе внимание не только Дрозденко, но и президента РФ Владимира Путина. В прошлом году глава Ленобласти лично докладывал главе государства о реализации проекта. Возрождение старост приветствуется на всех уровнях власти: в будущем опыт Ленобласти переймут и другие субъекты РФ.
«Сейчас в области работают 1,6 тыс. старост, вовлечены в процесс около 10 тыс. человек. Самые востребованные работы на средства госсубсидий - это ремонт дорог, уличного освещения, колодцев, систем пожарной безопасности, проводка водопровода, строительство детских и спортивных площадок. За два года проведено около двух тысяч мероприятий. Губернатор Дрозденко пообещал увеличивать такие субсидии. Также мы переходим и к другим способам поддержки жителей сельской местности», - говорит первый вице-губернатор Ленобласти Константин Патраев.
В 2013-м году по заявкам сельских старост было выделено 70 млн рублей, в 2014-м - 140 млн рублей, а в этом году уже 210 млн рублей. При этом первые переводы в поселения на 40 млн рублей были сделаны накануне. В этом году освоение субсидий впервые может дойти до 100% - подано смет на более чем 209 млн рублей. За два года благодаря этому институту было отремонтировано 500 км грунтовых дорог, освещение на 60 км, 187 мусорных площадок, 119 колодцев, построены детские и спортивные площадки.
При этом старосты становятся уже не просто «людьми на местах». Последний съезд областных старост в Сосновом Бору посетил спикер Госдумы Сергей Нарышкин, который пригласил их работать вместе с депутатами над законодательными аспектами местного самоуправления по всей России для «выработки общих подходов». Инициатива вызвала ропот и переговоры в зале - сельские жители то ли засмущались, то ли представили, как они будут в Москве решать государственные вопросы. Но на удивление спикера ответили аплодисментами.
«Проблемы сельских поселений РФ требуют регулирования на местах. В каждой местности есть свои нюансы: демографические, экономические и даже климатические. Проблем здесь много, несмотря на увеличение объемов правового регулирования института», - сказал спикер Госдумы.
Несмотря на восторженные отзывы чиновников о субсидировании заявок старост и заявлениях об увеличении этого субсидирования, во время съезда в Сосновом Бору уже прозвучал намек на то, что лавочка может скоро прикрыться.
«Возможно, стоит позволить местному самоуправлению устанавливать местные сборы, которые указаны в Конституции. Чтобы и предприниматели вносили свой вклад и на это строились школы, детские сады», - предложил, выступая на съезде, председатель Комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев. Правда, он не пояснил, откуда в деревнях с населением зачастую не больше 50 человек возьмутся предприниматели. А если он имел в виду местные сборы с самих жителей - то откуда у людей, которые всю жизнь пользуются водой из колодцев, деньги на эти сборы.
При этом Кидяев предложил внести изменения в федеральный закон о местном самоуправлении и обозначить там старост, как отдельную категорию лиц, осуществляющих местное самоуправление граждан. Сейчас старосты попадают под определенение «иные формы самоуправления». Не значит ли, что их обозначение в законе ознаменует появление еще одного слоя чиновников? Ведь сейчас старосты - это энтузиасты, работающие не ради карьеры, а ради своего дома и соседей. По словам преседателя Комитета по местному самоуправлению Ленобласти Михаила Лебединского, большинство старост - люди 50-60 лет, хотя есть и студенты до 25 лет.
На совещании с Нарышкиным в Сосновом Бору выступили несколько старост. Представитель поселка Строение Тосненского городского поселения Алексей Муравьев призвал своих коллег больше заботиться о патриотическом воспитании молодежи и устраивать больше соответствующих праздников. Владимир Афиногенов из деревни Санино Ломоносовском района выразил уверенность, что старостам нужно создать какое-либо общественное объединение. Возник вопрос: а не превратится ли тогда работа старост в работу отделов по культуре и образованию районных администраций? Как неоднократно на совещании заявляли выступающие, староста в селе - это проводник проблем жителей наверх, к чиновникам. Пока эти жители доверяют своим старостам. Так не лучше ли здесь все оставить как есть, на своем, местном уровне, а не стремиться к заоблачным высям?
Наталья Блинникова
«Сказка» для сербских школьников
Новинки авторынка: как повезет
«Зенит» открыл сезон Суперкубком