Александр Сальников: Водителей нужно учить предчувствовать опасность
Александр Сальников, руководитель МОО «Транспортное образование нации»
Основная причина аварий на наших дорогах не превышение скорости, а скорость, не соответствующая условиям движения. Например, на загородной дороге разрешено движение со скоростью 90 км/час. Но соответствовать дорожным условиях может скорость не более 60км/час, т.к. на дороге, например, гололедица. Нужно уметь правильно выбирать скоростной режим.
В соответствии с Правилами дорожного движения, на закрытых площадках или автодромах проводится первоначальное обучение вождению. Не первичное, не начальное, а именно первоначальное, то есть совсем какие-то азы. В странах с устойчивой тенденцией к снижению аварийности наличие таких площадок не регламентируются вообще. Программа обучения вождению сейчас составляет 56 часов. Почти половину времени заставляем человека учиться парковаться и запрещаем движение там, где можно развить какую-либо скорость. В результате мы учим водить машину в потоке автомобилей примерно с таким же успехом, с каким можно научить плавать человека по штормовому морю даже не в бассейне, а в тазике.
Есть такая международная организация – СИЕКА. Это ассоциация организаций, занятых напрямую или косвенно в сфере экзаменационной деятельности. Россию в ней представляют только еще сохранившиеся энтузиасты из автошкол. Видимо, наше государство эти вопросы не интересуют. А зря. Там происходит много интересного для снижения аварийности. Я был прошлым летом в Дублине на очередном Конгрессе СИЕКА. Он был посвящен вопросам обучения водителей умению предвидеть и парировать опасности на дороге. Исследователи подводили итоги 10-летнего опыта обучения предвидению опасности. Исследования ученых доказывают, что не прослеживается взаимосвязь различных систем подготовки водителей в разных странах с безопасностью вождения на дорогах. А вот это обучение ощущению опасности – работает. Теперь страны, входящие в Международную ассоциацию экзаменаторов, будут обязательно тестировать водителей на эти умения. Мы посмотрели, как это делается, собираемся внедрять в учебный процесс у нас в автошколе, подходят эти тесты и для совершенствования водительского мастерства опытных водителей.
В мире давно решен вопрос о том, школы плохо учат или экзаменаторы плохо принимают? Учить можно по-разному, но безопасность потенциального водителя определяют именно экзаменаторы. В России экзамен должен длиться не менее 45 минут в условиях реального вождения. Как правило, экзамен длится не больше 15 минут – сотрудникам ГИБДД, несмотря на все прилагаемые ими усилия, просто не хватает экзаменаторов. А тут еще сокращение кадров… Здесь нужны какие-то альтернативные методы – чтобы человек сел за руль и его проверяли бы по полной программе, чтобы знать – умеет он или нет. В частности, зарубежный опыт говорит о целесообразности привлечения для этого специализированных организаций, хорошо владеющих темой.
Нужен индивидуальный подход к каждому человеку. В Дублине выступал министр транспорта. Ирландия страна с населением меньше 5 млн, а министр говорит – вы знаете, у нас страна большая, разные условия, нужно более интенсивно учитывать региональные особенности по обучению вождению. А у нас – такая протяженная страна, в которой проживают разные по темпераменту люди, в которой везде разные климат, рельеф – как можно одинаково учить?
А таких водителей, которые систематически нарушают ПДД, надо лишать прав. Сначала на год. Если еще раз нарушил – на пять лет. В третий раз – на 25. Есть понятие в мире - агрессивный стиль вождения. Почему у нас нет? Есть водители, которые не могут спокойно управлять – почему их за это не наказывать?
У нас по телевидению есть хорошие передачи, где показывают и рассказывают о ПДД, о культуре на дорогах. Такие передачи идут полчаса на выходных. А вот откройте программу на сегодня – обязательно найдете какие-нибудь «Дорожные войны», «Приколы на дорогах» с комментариями о том, что у нас сплошной правовой нигилизм и пьяные толпами ездят по городу. Чему учим?
«Сказка» для сербских школьников
Новинки авторынка: как повезет
«Зенит» открыл сезон Суперкубком