Разорвать промышленный пояс
В условиях кризиса Петербургу нужно развиваться не только за счет туризма, но и промышленности, говорят эксперты. Работать в центре города бизнесу зачастую дорого, вывести производство на окраины сложно: власть это вроде бы поддерживает, но на деле тормозит процесс юридическими формальностями, налогами, завышением кредитных ставок.
Рубрика:
Экономика
Метки:
Санкт-Петербург
производство
Фото: Валентин Илюшин, «БалтИнфо»
Исторически в Петербурге строили заводы вдоль водных путей: в «зону поражения» попали Выборгская сторона, Петровский остров, северная часть Петроградского и Васильевского островов, набережная Обводного канала, берега Невы в нынешнем Невском районе. По состоянию на конец прошлого года общая площадь промышленных территорий Петербурга составила 13,5% (данные компании «БестЪ» - прим. ред).
Перспективы развития промышленного пояса города девелоперы и застройщики обсудили в рамках круглого стола «Редевелопмент промышленных территорий».
«Промышленность в Петербурге должна существовать: город слишком большой, чтобы выживать только на туризме. С другой стороны, промышленный пояс – важнейшая градостроительная проблема, которую нужно решать прямо сейчас. Она приводит к растяжке транспортных путей, инженерных коммуникаций – эти косвенные потери чудовищны и с точки зрения логистики, и с точки зрения работников, которым приходится ездить на производство через весь город», - обрисовал ситуацию заместитель руководителя департамента оценки «Института проблем предпринимательства» Алексей Шаскольский.
Аналитики компании «NAI Becar» называют порядка 30 промышленных зон в городской черте, перспективных с точки зрения редевелопмента. Их общая площадь составляет около 5,8 тыс. га. При этом чаще всего промышленный пояс, по сведениям «БестЪ», застраивают бизнес-центрами (44%) и жильем (32%).
О необходимости «разрывать» промышленный пояс в Петербурге неоднократно заявлял губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. В частности, в конце 2014 года на Съезде строителей он пообещал, что Смольный рассмотрит предложения бизнеса по снижению административных барьеров для развития этих территорий.
Сейчас девелоперы надеются на то, что их проект не заметят чиновники. «Весь бизнес Петербурга для власти – это помеха. Большая проблема в том, что непрерывно происходят какие-то изменения. В ПЗЗ. В Генплан. Закон №820 вступил в силу, а потом оказалось, что неправильно вступил. Для бизнеса было бы лучше, если бы власти остановились на какой-либо точке. Любой», - объяснил гендиректор компании «Теорема» Игорь Водопьянов.
«Что касается политики города, то тут никакой логики. Это какие-то параллельные миры. В концепции развития города промышленности нет вообще. А насчет переезда производства нам говорят: сначала переезжайте, а потом мы построим вам коммуникации», - добавила заместитель гендиректора ООО «ЛОМО» Марина Зверева.
Эксперты также отметили трудности с продажей бывших промышленных территорий. Зачастую под заводами располагаются убежища Минобороны, которые трудно перевести в иную категорию недвижимости. Бывает и так, что убежища уже давно нет, но оно значится в реестре. Иногда коммуникации завода принадлежат другим собственникам. Чтобы развивать промышленные площадки, нужно менять Генплан и функциональное зонирование города. При этом 90% поправок девелоперов о переводе таких участков из промышленных зон в зоны деловой и жилой застройки были отклонены комиссией по внесению изменений в Генплан Петербурга осенью прошлого года, отметили в «БестЪ».
Но среди самих девелоперов нет согласия в том, какова должна быть концепция развития промышленного пояса: стоит ли его дробить на мелкие участки и распродавать по частям или регулировать комплексную застройку должны власти, чтобы развитие было гармоничным? Депутат ЗакСа Петербурга Алексей Ковалев ранее предлагал Смольному выкупить весь промышленный пояс. Некоторые девелоперы считают, что проблему можно решить в рамках государственно-частного партнерства.
«Недавно был в командировке в Индии. Там такая политика: заводы распределяют по территориям в зависимости от их населенности. При этом производителям дают субсидии, льготный кредит и налоговые каникулы. Как делается у нас – даже говорить не буду. Вот пришел я в банк – была ставка по кредиту 12%. Через три дня – 15%. И потом 17-19», - сказал гендиректор компании «Пласткон» Евгений Кокурошников.
При этом участники рынка подчеркивают, что если промышленность стремится на окраины, значит это выгодно. Но не всегда такой вариант – лучший. Девелоперы уточняют, что в промышленном поясе Петербурга надо оставить пищевое и наукоемкое производства.
«Мне кажется, город станет только лучше, если все эти трубы исчезнут. Уже 21 век, а у нас в центре до сих пор стоят массивные советские заводы. Я вот был недавно в Германии. Так там рядом с детским садиком стоит маленький завод по производству клея для радиодеталей, который продают по миллиону за один килограмм», - говорит гендиректор «БестЪ» Георгий Рыков.
Не всегда переезд производства «в глубинку» выгоден и с точки зрения кадров. «Если мы переезжаем в область, то я теряю кадры. Специалисты, которые работают на предприятиях по 15 лет, туда не поедут. А те, что сейчас приходят из университетов, - они даже не знают виды резьбы, например. Наши молодые рабочие не хотят развиваться. Я это знаю и могу так говорить, потому что сам начинал с рабочего», - отметил Евгений Кокурошников.
При этом эксперты напоминают, что срок реализации девелоперского проекта может затянуться на десяток лет. И до успешного его завершения многие даже не доходят ввиду всех этих политических, юридических и бюрократических препон.
Наталья Блинникова
«Сказка» для сербских школьников
Новинки авторынка: как повезет
«Зенит» открыл сезон Суперкубком