Путешествия повышенной опасности
Большинство петербуржцев, пострадавших из-за краха ряда туроператоров, так и не получили якобы гарантированных им законом компенсаций. Эксперты не исключают, что в наступающем году ситуация может повториться – надежного финансового обеспечения сегодня не имеет, наверное, ни одна турфирма.
Путешественники. Фото: indeepdark Creative Commons Attribution-Share Alike 1.0 Generic
По логике авторов действующего с 2007 года федерального закона, защитить потребителей туристических услуг должны были страховки (финансовое обеспечение, изначально – на 10 млн рублей), обязательные для всех туроператоров. Но уже первые инциденты доказали, что либо установленных законом сумм гарантии оказалось недостаточно для возмещения ущерба, либо страховые компании банкротятся вслед за турфирмой. Сложившуюся ситуацию специалисты называют тупиковой, и как выходить из нее, не знают.
Мертвый сезон
Проблема актуализировалась летом прошлого года, когда о приостановлении деятельности (то есть – финансовой несостоятельности) заявило сразу несколько туроператоров, среди них крупнейшие петербургские компании – «Нева», «Солвекс-Турне», «Атлас», «Верса» и другие. Сразу стало очевидным, что имеющегося у них обеспечения не хватит на выплату компенсаций всем потерпевшим. Хотя та же турфирма «Нева» имела рекордную для рынка страховку на 454 млн рублей, компания «Восхождение» не смогла ее выплатить.
Страховая компания «Авеста» туроператоров «Солвекс-Турне» и «Верса» оспорила заключенные с ними договора. «В связи с выявленной фальсификацией договоров страхования гражданской ответственности туроператоров ЗАО «Страховая компания «Авеста» было вынуждено обратиться в правоохранительные органы, а также в арбитражный суд», – заявили в компании, отказавшись комментировать рассматриваемые споры по существу.
Дабы защитить своих бывших клиентов, турфирма «Солвекс-Турне» сама подала иск против страховщиков, в том числе «Авесты», «ВСК» и «Восхождения», требуя обязать их начать выплаты. Но потерпела фиаско – Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области де-факто отказался рассматривать такие требования, так как они должны были заявляться исключительно самими туристами. «Туроператор не является выгодоприобретателем по спорным договорам страхования, и в силу действующего законодательства не наделен правом требования от страховых компаний выплаты страховых возмещений», – заключила судья Олеся Дудина, отклоняя иск турфирмы.
Хотя небольшие суммы клиентам «Солвекс-Турне» и «Верса» удалось получить от компании «ВСК». Поскольку заявленные требования превысили размер выданных страховщиками полисов, в соответствии с законом были установлены коэффициенты – потерпевшие туристы «Солвекс-Турне» получали 11,58 процента от размера подтвержденного ущерба, «Версы» – 22,86 процента. Но и с этим страховщиком возник конфликт. «Туроператор «Солвекс-Турне» обратился в суд, полагая, что «ВСК» неправомерно платит потерпевшим, которые заявили убытки непосредственно в страховую компанию, из-за чего снижается коэффициент выплат клиентам, обратившимся в турфирму. Однако «ВСК» со своей стороны не имеет права отказать в выплате тем, кто обратился в компанию, минуя туроператора, и представил подтверждающие документы, список которых установлен законом. Таким образом, сводный реестр потерпевших включает туристов, обратившихся как к туроператору «Солвекс-Турне», так и непосредственно в страховую компанию. На сегодняшний день практически все заявители получили страховое возмещение. По части заявлений осуществить выплату не удалось, в настоящий момент по ним ведется работа по уточнению реквизитов получателей», – пояснили журналисту «БалтИнфо» в пресс-службе страховой компании.
Ирина Тюрина из Российского союза туриндустрии (РСТ) пессимистически оценивает шансы клиентов ушедших с рынка туроператоров добиться возмещения ущерба. «Чтобы ни решили суды – финансового обеспечения в любом случае не хватит для погашения их долгов, и в лучшем случае потерпевшие клиенты получат копейки (несколько процентов от стоимости туров)», – полагает она.
Бесперспективное будущее
Вопрос защиты туристов от финансово несостоятельных турфирм и недобросовестных страховщиков на минувшей неделе обсуждался в Общественной палате России.
Чиновники традиционно предлагают ужесточить надзор. «Мы поняли, что существующее законодательство не защищает туриста, рынок абсолютно не контролируется», – убежден руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов. Представленный Правительством России и уже одобренный Госдумой в первом чтении законопроект предусматривает формирование так называемого фонда персональной ответственности. За каждого отправленного за границу россиянина туроператор должен будет заплатить в «общак» по 100 рублей.
Но эксперты Общественной палаты России убеждены, что предложенные проектом меры можно будет обойти, а потому «закон создаст только иллюзию защищенности туриста». Критически оценивает идею и первый заместитель председателя Комиссии по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Сергей Марков. По его мнению, в существующей редакции документ может спровоцировать очередную волну банкротств туроператоров, а также подорожание путевок. «Малый и средний бизнес просто не сможет выплачивать такие непосильные для них взносы. В итоге они будут вынуждены уйти с рынка, и туристическая отрасль придет к недопустимой монополизации», – констатирует Сергей Марков.
Выбирай и проверяй
В наступающем летнем сезоне турфирмы будут «играть» пока по старым правилам. Дабы не испортить свой отпуск и не потерять накопленные на отдых средства, путешественникам нужно тщательно выбирать компанию. Привычный критерий – опыт работы на рынке – теперь не актуален: обанкротившиеся в прошлом году туроператоры относились к числу старейших и надежных.
Ирина Тюрина считает ситуацию тупиковой. Ведь серьезные страховые компании не желают рисковать и брать на себя ответственность за турфирмы. «В результате туроператоры находят малоизвестных страховщиков – смогут ли они, в случае чего, выплатить возмещение пострадавшим туристам – большой вопрос. Однако даже если турфирма имеет договор с крупным страховщиком, это еще ничего не значит. К сожалению, сумма финансовых гарантий чаще всего неадекватна реальному бизнесу оператора – она может быть в десятки раз меньше объема убытков, которые понесут клиенты в случае ухода компании с рынка», – говорит Ирина Тюрина.
Павел Нетупский
«Сказка» для сербских школьников
Новинки авторынка: как повезет
«Зенит» открыл сезон Суперкубком