Трасса по памятнику
Борьба градозащитников за целостность комплекса Варшавского вокзала не утихает. На этот раз под угрозой – здание электростанции. Дом является памятником архитектуры и находится в отличном состоянии, но, согласно Генплану, на его месте должны проложить скоростную трассу. А само здание куда-то перенесут.
Рубрика:
Город
Электростанция Варшавского вокзала. Фото: "Живой город"
Складывается парадоксальная ситуация, заявил заместитель председателя ВООПИиК в Петербурге Александр Кононов. «Памятник находится в хорошей сохранности, недавно были отреставрированы его фасады, но администрация разрабатывает чудовищную идею перенести это здание в другое место. Корни истории уходят в знаменитую пробивку Новоизмайловского проспекта до набережной Обводного канала - дублера Московского проспекта - по Генплану 1936 года. Но в ныне действующем Генплане 2005 года эта перспективная пробивка нарисована на карте там, где стоит эта электростанция», - пояснил он.
Памятник архитектуры «Здание электростанции Петербургской станции Петербурго-Варшавской железной дороги» был включен в реестр объектов культурного наследия (ОКН) приказом Комитета по охране памятников (КГИОП) 18 июля 2013 года, сообщается на сайте ведомства. При этом, 22 июня 2007 года комитет снял дом с охраны. Но собственник решил оспорить результаты экспертизы и вернуть объект под охрану, что является исключительно редким случаем, подчеркивают активисты движения «Живой город».
Согласно действующему Генплану, электростанция находится в функциональной зоне «У» - это территория городских скоростных дорог. Никаких изменений этого зонирования поправками в Генплан, которые обсуждались в течение 2014 года, не планируется, уточнили в пресс-службе Комитета по градостроительству и архитектуре.
«В предметах охраны этого здания закреплено его местоположение. То есть просто взять и перенести его – нельзя», - подчеркнула историк архитектуры, эксперт, проводившая историко-культурную экспертизу электростанции для включения ее в реестр ОКН Маргарита Штиглиц.
Таким образом получается противоречие - законно перенести здание нельзя, но в Генплане по нему идет трасса. В КГА заострили внимание на том, что Генплан – это именно план, а его реализация утверждается дополнительными документами.
«Возможно, справедливо, что нужен автомобильный выезд на Обводный канал. Но с противоположной стороны вокзала есть совершенно пустая территория – почему не провести трассу там? Но здесь другая проблема – на этом участке ЛенСпецСМУ возводит жилой комплекс, а выкупить эту землю – сложно», - предположил Александр Кононов.
В градозащитников вселяет надежду тот факт, что по аналогичной ситуации с территорией бывшего Митрофаньевского кладбища власти пошли им навстречу. Пробивка Новоизмайловского проспекта должна была пройти и по этому участку, который находится южнее Варшавского вокзала. Но по итогам проведенных изысканий, археологических исследований и анализа архивных документов было решено изменить трассировку и проложить ее в обход территории кладбища, сообщили в пресс-службе вице-губернатора Марата Оганесяна.
«Фундаменты кладбища, его историческая планировка взяты под охрану. На территории много арендаторов и собственников – многое в поэтапном освобождении участка зависит от городского КУГИ», - сообщил заместитель председателя Митрофаниевского союза Илья Попов. Ранее Марат Оганесян заявлял, что на территории кладбища было бы целесообразно сделать рекреационную зону.
Кононов подчеркнул, что территория Варшавского вокзала поделена между разными собственниками. «На части территории – жилищное строительство, другая - используется арендаторами, некоторые здания вообще в фактически заброшенном состоянии. Экспертизы для включения зданий в реестр памятников была сделана по 12 объектам, половина из них – согласованы в КГИОП, по шести остальным вопрос решается», - сказал он.
Сейчас градозащитники продолжают бороться за уже не существующий пакгауз №2, который был снесен в марте 2013 года после стычек с городскими активистами, которые закончились сроком для Дениса Левкина.
Четыре года для «варшавского узника»
Дело в том, что после сноса пакгауз №2 был внесен Комитетом по охране памятников в реестр ОКН, и собственник должен был восстановить разрушенный объект. Но собственник обратился в суд, оспаривая решение КГИОП, и выиграл его в первой инстанции. «Мы не сразу узнали об этом деле, которое проходило летом 2014 года, поэтому смогли подать апелляцию только как лица, чьи права были нарушены. Однако 13 арбитражный апелляционный суд оставил нашу жалобу без рассмотрения. Мы обжаловали это определение в Северо-Западном арбитражном суде, который согласился с нами и вернул жалобу на рассмотрение по существу», - объяснил Кононов.
Уже известна судьба деревянного жилого дома в комплексе Варшавского вокзала, который до этого был пристанищем для гастарбайтеров. Здание берет на свой баланс Русская православная церковь, сообщил руководитель координационного центра помощи бездомным Петербургской епархии Валерий Клюка. Там появится приют для бездомных с медкабинетом, столовой.
«Одновременно там смогут получать помощь 100 человек. Когда мы откроем приют - пока не ясно. Документы о безвозмездной передаче здания епархии находятся в городском КУГИ. Однако мы уже дважды в сутки ездим туда, смотрим, чтобы там не ночевали БОМЖи, потому что они разводят костры. Это угрожает зданию», - сказал Клюка.
Градозащитники намерены до конца бороться за сохранение комплекса Варшавского вокзала и восстановление утраченных его объектов.
Наталья Блинникова
Электростанция Варшавского вокзала. Фото: "Живой город"
Электростанция Варшавского вокзала. Фото: "Живой город"
Электростанция Варшавского вокзала. Фото: "Живой город"
«Сказка» для сербских школьников
Новинки авторынка: как повезет
«Зенит» открыл сезон Суперкубком