Воины в песках
Жители садоводства Медное в Кировском районе Ленобласти уже 3 года бьются за то, чтобы сделать территорию вокруг садоводства мемориальной. Идея о создании историко-культурной зоны пришла им в 2012 году, когда кусочек территории вблизи садоводства отдали под разработку песчаного карьера дорожно-строительной компании.
Рубрика:
Область
Садоводство. Фото: vppress.ru
О том, что на данной территории велись бои, и проходила знаменитая Мгинская операция, большинство жителей Медного, существующего с 50-х годов прошлого века, конечно, слышали, но патриотизм проснулся в умах только под угрозой нашествия экскаваторов. На чьей стороне правда в истории с Медным – чиновники и журналисты пытались разобраться на пресс-конференции в пресс-центре «БалтИнфо».
Достоверной информации о том, как вышло так, что участок земли, где покоятся останки неизвестных солдат, комитет природных ресурсов решился отдать под добычу песка – до сих пор нет. Возможно, ошиблась или «схалявила» нанятая областным правительством команда поисковиков, проводившая экспертизу территории и заверившая, что она «чиста». Но это всего лишь домыслы, которые не меняют факта: в 2011 году ООО «Евротракт» совершенно законно получила лицензию, сроком действия до 2023 года, на разработку карьера. Впрочем, начать работы компании так и не удалось.
Помимо участка недр, Комитет по природным ресурсам «сплавил» уже другой компании участок леса вблизи Медного. Как только начались первые вырубки, жители садоводства вышли протестовать, вспомнив, что рядом находятся окопы времен Великой Отечественной войны, кладбище немецких солдат, и, как позже выяснилось, братские захоронения советских воинов.
Одно из них в 2012 году было найдено поисковым отрядом «Суворов» и поставлено на учет администрацией Кировского района, спустя год жители садоводства установили на этом месте гранитный обелиск.
Дело стало принципиальным для инициативной группы жителей Медного: пока де-юре участок не признан мемориальной зоной, фактически на нем не запрещено строить, добывать песок, рубить лес, складировать отходы и использовать в других производственных целях.
Де-факто Медное уже несколько лет никто не трогает. Компания, получившая злосчастный участок под карьер, не торопится воспользоваться своей лицензией (которую, кстати, Комитет природных ресурсов безуспешно пытался отозвать через суд), а покорно ждёт, когда комитет подберет ей альтернативный участок для добычи песка. Причем, когда объект, удовлетворяющий требованиям и строителей, и комитета будет найден, просто так «Евротрасту» его никто не отдаст. Компании придется на общих условиях с конкурентами участвовать в аукционе, и не факт, что участок достанется именно им.
Впрочем, бизнесменов это не беспокоит. «Мы готовы ждать столько, сколько нужно», - заявил представитель компании «Евротракт» Андрей Бобылев. По его словам, работы на карьере в Медном не начнутся, пока компания не убедится в том, что им ничего не препятствует. При этом бизнесмен не скрывает, что всё то время, что участок простаивает без дела, компания терпит убытки. «Мы готовы ждать разумного предложения», - еще раз подчеркнул Бобылёв.
Куда более воинственно и напряженно ведут себя патриотичные садоводы. По мнению одного из инициаторов «антикарьерной кампании» Алексея Бубовича, на данном участке вообще не должно вестись никаких промышленных работ.
«Такие места должны иметь историко-культурный статус. Мы обращались с соответствующей просьбой в Комитет культуры Ленобласти, но ответа так и не получили», - жалуется Бубович.
Это уже не первая попытка активистов призвать на помощь Комитет культуры, предыдущая историко-культурная экспертиза участка прошла безрезультатно: придавать статус достопримечательного места сочли нецелесообразным.
При этом садоводы, ратующие за создание мемориальной территории вокруг Медного, утверждают, что готовы сами, на собственные деньги и на средства частных жертвователей, благоустраивать территорию, устанавливать памятники и проводить другие необходимые работы. Комитет культуры нужен только для того, чтобы закрепить за мемориалом официальный статус.
Активистов нервирует не столько наличие у некоей компании лицензии на добычу песка рядом с их садоводством, сколько существование версии генплана Кировского района, в котором данная территория обозначена как промзона. И не абы какая, а с возможностью захоронения отходов различных классов опасности. Промзона на карте Медного появилась пару лет назад, позже районная администрация нарисовала новый генплан, в котором территория зоны значительно уменьшилась, но новый вариант еще не получил визы ни одного из ведомств, утверждающих подобные документы.
Свою активность садоводы Медного объясняют исключительно патриотизмом, но при этом не отрицают, что обострение любви к Родине произошло именно под угрозой разработки карьера.
Представители «Евротракта» тоже не чужды патриотизму, но понимают его по-своему, более современно. «Сегодня нельзя однозначно считать одних патриотами, а других коммерсантами и врагами. Мы тоже патриоты, нам тоже дорого наше прошлое, но город должен строиться и развиваться. Именно за это воевали и погибали наши прадеды», - апеллировал к позиции садоводов Андрей Бобылев.
Уравновесить ситуацию попытался Заместитель председателя комитета по природным ресурсам Андрей Ермолов. Он обещал, что решение проблемы с карьером не затянется на десятилетия. «Речь не идет о десятилетиях, это более разумные сроки. Мы понимаем серьезность проблемы и считаем, что нужно договариваться и снимать социальную напряженность», - заверил Ермолов. Чиновник пообещал, что в ближайшее время возобновится активность рабочей группы по рассмотрению возможности создания Мгинского мемориала и выразил готовность лично созваниваться с активистами для обсуждения текущих вопросов.
А пока активисты, невзирая на «неправильный» генплан и собственные страхи, продолжают заниматься неофициальным мемориалом. Как заявил Алексей Бубович, одна из бизнес-компаний уже обещала установить там памятники на 500 тыс.рублей.
Анастасия Лаптенок
«Сказка» для сербских школьников
Новинки авторынка: как повезет
«Зенит» открыл сезон Суперкубком