Тангейзер просил прощения, а Мездрич нет
Директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича уволили за скандальную постановку «Тангейзера», оскорбившую верующих. Его сменит «банановый король» Владимир Кехман, подозреваемый в мошенничестве. Решение принято после того, как авторов спектакля лично обличил боксер Николай Валуев. На инсталляцию Кулябина Мединский ответил перформансом.
Очередной пафосный российский конфликт между поборниками нравственности и сторонниками свободы самовыражения в искусстве завершился сокрушительным поражением последних. Интересно, что, хотя события происходили в Новосибирске, в развязке основные роли были уготованы героям из Петербурга.
Премьера вагнеровского «Тангейзера» в Новосибирском театре оперы и балета состоялась еще в декабре 2014 года. При этом экспериментальный подход Тимофея Кулябина сходу получил превосходную прессу, а скандал случился далеко не сразу. Но, как и в недавнем случае с «Левиафаном», в результате возникла масса параллелей между виртуальным пространством художественного произведения и совершенно реальными событиями в современной России, героями которых стали уже не персонажи оперы, а авторы постановки.
В оригинальной версии легендарный средневековый поэт Генрих фон Офтердинген сбегает из грота Венеры, где наслаждался в объятиях богини. Для этого он призвал на помощь Богородицу. На конкурсе певцов поэт оскорбляет чувства верующих своей трактовкой сущности любви и вынужден ехать в Рим просить прощения у самого Папы. Тот говорит, что скорее его посох расцветет, чем будет прощен такой гнусный грешник. Отчаявшийся Тангейзер решает вернуться в грот Венеры, но возлюбленная поэта Елизавета его вымаливает. Он умирает с именем любимой на устах, посох Папы расцветает, и все хвалят милость творца.
У Кулябина очень мягко говоря совсем другая история. Знаменитый кинорежиссер Тангейзер снимает фильм о пребывании Иисуса Христа в Гроте Венеры. При этом именно «Христу» достается часть партии поэта, это именно ему наскучили бессмертие и вечные плотские наслаждения. На афише Спаситель изображен распятым между ног у римской богини.
Боевые действия открыл митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, обратившись во все инстанции в связи с оскорблением чувств уже современных верующих. Местная прокуратура возбудила административное дело, а СУ СКР начало проверку по статье 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий». Однако в какой-то момент стало казаться, что свободное искусство побеждает. Более того, в отличие от рыцарско-средневекового мира вагнеровского либретто, авторам спектакля даже прощения просить не пришлось, они упорно отстаивали свою правоту. Суд не нашел в действиях директора театра Бориса Мездрича состава правонарушения, а своим долгом заступиться за экспериментаторов посчитали не только многие прославленные мэтры, в том числе худрук Александринки Валерий Фокин и худрук БДТ им. Товстоногова Андрей Могучий, но и некоторые официальные лица.
Чтобы как-то уравновесить мнение титанов петербургской сцены, петербургский десант на воскресное молитвенное стояние в Новосибирске возглавил сам Николай Валуев, представляющий в Госдуме как раз сибирский регион. Ранее митрополит Тихон подчеркнул, что все, кто проигнорирует акцию, покажут, что они «находятся вместе с хулителями и христопродавцами, и им не нужен Христос». Валуев, конечно же, не хотел оказаться в столь отвратительной компании. На мероприятии, как пишет местная пресса, боксер рассказал собравшимся суровый пацанский анекдот об искусстве: «Художник показывает человеку картину. Тот смотрит на нее и ничего не понимает, и спрашивает, что на ней изображено. Художник говорит: „Ну вот речка, вот солнце. Ну, вот так я вижу это“. „Может тебе к окулисту тогда сходить?“ — спросил человек».
Тем временем в Петербурге о солидарности с участниками новосибирской акции заявили члены коалиции православно-патриотических сил, объединяющей более 60 организаций.
«Мы также требуем самого сурового уголовного наказания для кощунников — это необходимо для их же покаяния, и для назидания прочим. Мы давно не верим в их лживые байки про свободу творчества и т.п.—люди, изготавливающие такие поделки как «Тангейзер» или «Пусси райт»--никакие не художники. Это солдаты религиозной войны», - говорится в заявлении, которое подписал, в частности, общественный помощник депутата Виталия Милонова и лидер петербургского отделения «Народного собора» Анатолий Артюх.
Несколькими днями ранее свое слово сказал и петербургский парламент. Депутаты обратились к министру культуры Владимиру Мединскому с просьбой обязать театры заранее информировать зрителей о нетрадиционных трактовках религиозных тем, а также о наличии откровенных сцен сексуального характера. Соответствующая информация, по замыслу автора инициативы Андрея Анохина, должна появляться на афишах и билетах.
Судя по всему анекдот Валуева быстро дошел до Минкульта, и Владимир Медининский наконец вмешался лично – Владимир Мездрич был уволен. Его зам Владимир Аристархов пояснил причины: директора просили убрать скандальный постер, убрать «все оскорбляющие людей моменты», извиниться перед всеми оскорбленными и разъяснить, в чем смысл постановки, а Мездрич ограничился лишь снятием постера.
Нынешнего министра культуры часто обвиняют в филистерстве и невосприимчивости к актуальному искусству, но он продемонстрировал обратное. В роли Вольфрама фон Эшенбаха решили представить директора Михайловского театра и знаменитого «бананового короля», подозреваемого в мошенничестве, но награжденного парой орденов РПЦ Владимира Кехмана – именно его назначили на место Мездрича. Таким образом, на скандальную инсталляцию Кулябина Владимир Мединский ответил гениальным перформансом. А у Мездрича еще есть время съездить в Рим.
Олег Саломатин
«Сказка» для сербских школьников
Новинки авторынка: как повезет
«Зенит» открыл сезон Суперкубком