Взращивая маленьких патриотов
Свое выступление на Образовательном форуме министр Дмитрий Ливанов начал, разумеется, с темы патриотизма, а не с зарплат учителей или доступности детсадов. Впрочем, в отличие от других сторонников духовно-нравственных ценностей, иностранные языки он главными растлителями молодых умов не считает. Так что их все же придется учить, даже патриотам.
Рубрика:
Общество
Дмитрий Ливанов. Фото: пресс-служба минобрнауки
Российское образование должно стать еще более патриотичным. Прибыв в Петербург, чтобы выступить на VI образовательном форуме, министр Ливанов начал именно с него, с патриотизма. Потому что важнейшей датой для российской образовательной системы является 9 мая. Пожалуй, даже 1 сентября в год 70-летия Победы отходит на задний план.
«Для нас это хороший повод еще раз вспомнить о воспитании наших детей, прежде всего – воспитании патриотическом», - заметил чиновник.
Он выразил уверенность, что все хорошо помнят, как в федеральном законе определяется «образование»: это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, и воспитание тут на первом месте. Понятно, что воспитывать молодое поколение нынче необходимо в глубоко патриотическом ключе.
Далее министр процитировал Владимира Путина о «стратегических ориентирах» и напомнил о программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Этот документ довольно популярен, но не у всех: например, в конце февраля 2015 года выяснилось, что Росмолодежь написала его тезку на 2016-2020 годы, потому что не видит, чтоб в стране прибавлялось патриотизма, а международная обстановка требует срочных мер. Так что необходима новая программа стоимостью примерно 2 млрд рублей.
Но Дмитрий Ливанов этой инициативы касаться не стал. «Принята Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, в соответствии с которой преподавание истории в школе должно быть основано на уважении к прошлому и любви к своей Родине. Завершается разработка Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», - сообщил он.
Больше половины всех мероприятий, проведенных в 2014 году по гражданско-патриотической части, по данным Минобрнауки, было посвящено Великой Отечественной войне. Уже сейчас проводятся так называемые «уроки мужества», встречи с ветеранами, всероссийские месячники оборонно-массовой работы, всевозможные конкурсы, военно-спортивные игры, слеты руководителей молодежных почетных караулов, поисковая работа и многое другое, порой и с участием родителей.
Слово «победа» будет сопровождать учеников вплоть до конца учебного года. Например, министерство готовится провести «Урок победы» — он состоится 8 апреля, а затем и «Месячник победы». Урок пройдет в режиме видеоконференции с прямыми включениями из Москвы, Петербурга, Волгограда, Курска и — разумеется — Севастополя. Судя по всему, участвовать должны будут даже детсады. А в начале июля в Севастополе пройдет финал всероссийской военно-патриотической игры под названием «Победа».
Как отметил Дмитрий Ливанов, министерство ждет интересных инициатив в сфере духовно-патриотического воспитания от регионов и с радостью их поддержит. За одну такую инициативу уже проголосовали в петербургском парламенте не далее как на этой неделе.
Депутат Андрей Анохин, больше известный своей непримиримой борьбой с мигрантами, предложил ввести в образовательные программы российских школ пункт о духовно-нравственном воспитании. Понятие раскрывается в документе. Это «воспитание духовной личности, обладающей нравственными качествами, под которыми понимаются внутренне присущие личности человека свойства, способствующие саморегуляции поведения в соответствии с совестью и нормой, закрепленной в традиционной духовной культуре народа, проявляющейся в бережном отношении к окружающим». Законопроект метит на федеральный уровень и вносит поправки в упомянутый Ливановым закон «Об образовании».
Ранее звучали и другие инициативы о воспитании патриотизма в юных россиянах, получившие гораздо более широкую огласку. Депутат Государственной Думы от «Единой России» Ирина Яровая, по глубине мысли вполне способная сравниться с Андреем Анохиным, предложила в патриотических целях дать бой иностранным языкам. Народная избранница резонно заметила, что воспитываем мы граждан России, а часов изучения русского языка в некоторых школах меньше, чем басурманского. Поэтому изучение иностранных языков угрожает сохранению российских традиций. В связи с этим она еще предположила, что заказчиком образовательных программ, видимо, является не РФ, а какое-то другое государство.
Заметим, Дмитрий Ливанов, который, пожалуй, имеет прямое отношение к заказу и разработке образовательных программ, поступил в этой ситуации как настоящий иностранный шпион. Прямо отвечать Яровой — пусть и через СМИ — он не стал. Но при всей его склонности к воспитанию патриотизма, изучение английского или французского министр все же считает довольно неплохим и даже важным занятием.
По его мнению, знание иностранного языка — это неотъемлемое качество образованного человека, которое важно не просто для общения и расширения кругозора ребенка или взрослого, но и является средством развития интеллекта, памяти, то есть, всего того, что необходимо для интеллектуального роста.
«Мы не только не будем сокращать часы преподавания и ресурсы на обучение детей иностранным языкам, а мы будем расширять преподавание иностранных языков в школе. В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами более широкое распространение получит и второй иностранный язык. Разумеется, по мере готовности к этому школ в регионах», - пояснил Ливанов. Он напомнил, что в 2020 году ЕГЭ по иностранному языку станет обязательным экзаменом для 11-классников. Остается надеяться, чтоб из-за этого экзамена все усилия по внушению молодежи патриотизма не прошли даром, и маленькие петербуржцы или москвичи не превратились в агентов западных разведок.
Карина Саввина
«Сказка» для сербских школьников
Новинки авторынка: как повезет
«Зенит» открыл сезон Суперкубком