Николай Михайлов: Мы всегда должны замахиваться на глобальный рынок, а не только на Россию
Николай Михайлов, директор по науке, кластер космических технологий и телекоммуникаций на территории Инновационного центра «Сколково»
Николай Михайлов. Фото: Наталья Блинникова, «БалтИнфо»
В Петербурге я вижу хорошие возможности для развития кластера аэрокосмических технологий, IT – здесь для этого есть множество университетов, НИИ. Однако тут надо создавать возможности для спин-оффов. Вот есть, например, НИИ «Всего». Внутри него есть команды, человек по 20, которые развивают свои технологии. Из них можно было создать собственные предприятия, которыми владеет это НИИ. Здесь важно продумать механизмы, чтобы удержать людей внутри такого института, например, избавить их от бюрократической работы. Тогда получается такой старт-ап в области науки внутри специализированного учреждения. Я думаю о дальнейших путях реализации такой схемы.
Я сам занимался бизнесом в России последние 15 лет. Не сказал бы, что сейчас самые тяжелые времена в области законодательства. Когда начинал, в конце 90-х - начале 2000-х, было существенно хуже. Сейчас у предпринимателей есть огромное количество возможностей понизить налоги. Например, при помощи того же «Сколково». Те компании, которые занимаются программным обеспечением – у них тоже есть льготы. Буквально вчера или позавчера читал, что в Госдуму направили законопроект о помощи малому и среднему бизнесу. Так что в этой сфере что-то делается.
Не надо думать, что вот у нас кризис, санкции, и мы можем сделать только то, что сейчас находится под санкциями и на этом построить какой-то бизнес. Мы всегда должны замахиваться на глобальный рынок и делать проекты, связанные с глобальной коммерциализацией. Это всегда было сложно – но кто нам мешает конкурировать с поставщиками западного оборудования? На уровне бизнеса заинтересованность в сотрудничестве осталась прежней. Конечно, бизнес всегда страдает от санкций, причем с обеих сторон, мы обязаны следовать политическим решениям. Но, несмотря на это, ориентироваться надо на весь мир, а не только на Россию.
В «Сколково», например, все осталось так же, как и до кризиса, и возможности фонда «Сколково» никак не изменились. Это если вы, конечно, считаете деньги в рублях, а не долларах. Во-первых, наши компании мы поддерживаем по налоговым льготам – у них обнуляется налоговая ставка за исключением «социального» налога. Во-вторых, мы даем гранты, но «Сколково» не входит ни в финансовую, ни в интеллектуальную собственность компании. В венчурных компаниях, например, в «Роснано», будут претендовать на часть капитала. Третье, что важно в кризис, мы можем помочь выстроить отношения с госорганами, представить бизнес наших участников крупным компаниям. Это очень важно для многих компаний, которые к нам обращаются – им просто не достучаться до того же «Газпрома», например.
«Сказка» для сербских школьников
Новинки авторынка: как повезет
«Зенит» открыл сезон Суперкубком