23 ноября 2024, суббота
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

Елена Типикина: В Сосновке появится памятник собаке-саперу

Елена Типикина, общественный деятель, автор исторического расследования, посвященного служебному собаководству в блокадном Ленинграде

Елена Типикина. Фото: "БалтИнфо"

Елена Типикина. Фото: "БалтИнфо"

Бронзовая скульптура девушки-сапера с немецкой овчаркой будет установлена в лесопарке Сосновка, неподалеку от Тихорецкого проспекта. Именно там в годы блокады располагалась Школа-питомник служебного собаководства НКВД. История памятника началась 10 лет назад с того, что я нашла щенячью карточку немецкой овчарки, родившейся 28 ноября 1943 года в Ленинграде на Театральной улице.

Это главное вещественное доказательство того, что в блокадном городе велась племенная деятельность по спасению чистокровных собак служебных пород. Щенок немецкой овчарки по кличке Мур принадлежал Ольге Кошкиной, командиру взвода военных дрессировщиков 34-ого отдельного инженерно-саперного батальона, командиру подразделения военных дрессировщиков и начальнику Школы служебного собаководства НКВД Ленинграда, располагавшегося в Сосновке. Эта карточка — бесценный документ. Все знают о подвиге ученых-вавиловцев, которые не съели в блокаду коллекцию семян. Но мало кто помнит о том, что всю блокаду более 200 собак в Сосновке проходили кропотливую минорозыскную подготовку.

Сразу после прорыва блокады эти собаки были выведены на фронт и в 6-8 раз увеличили скорость снятия минных заграждений на участках фронта. Гибель личного состава саперных подразделений при таком разминировании сократилась почти в 10 раз. Для разминирования было принято использовать металлоискатели, но на линии фронта они были почти бесполезны — земля была  густо нашпигована осколками снарядов и приборы срабатывали на все. В самом начале девушки-дрессировщицы шокировали солдат, дескать, «что это за бабы с собаками». Но уже через месяц служебных минорозыскных собак называли «чудо-техникой» и высоко ценили. Потрясающая дальновидность, героизм и вера в науку позволили этим людям в условиях жесточайшей блокады кормить и обучать породистых собак. Животных кормили, часто в вознаграждение отдавая им свой пайковый сахар и консервы.

Хочется отметить, что мы ставим памятник именно девушке-дрессировщице. Везде и всегда саперами работали мужчины, но требование к бережному обращению с собаками заставило командиров батальона Ольгу Кошкину и Петра Заводчикова мобилизовать около сотни девушек до того занимавшихся в Ленинградском клубе служебного собаководства. Будучи призванными в 1942 году они дали друг другу клятву, что не выйдут замуж, пока не кончится война. Почти все эту трогательную клятву соблюли. Сами себя они называли «девичьей командой». Собачьими носами их подопечных в период 1943-1953 годов только на участках северо-западного фронта было обнаружено свыше 250 тыс. мин и снарядов! Сколько людей могли быть убитыми и искалеченными, взорвись эти снаряды, представить попросту невозможно.

Памятник изображает худощавую высокую девушку в военной форме 1943 года, которая левой рукой касается шеи крупной немецкой овчарки. Запечатлен очень важный момент: сапер, вожатая служебной минорозыскной собаки, смотрит вперед и не знает, дойдет ли до конца заминированного поля, дойдет ли ее собака. Ошибутся в этот раз они вдвоем или справятся с боевой задачей? Сосредоточенным прикосновением к собаке девушка передает животному команду – «Внимание, МИНЫ! Осторожно, идем работать». В правой руке у нее армейский саперный щуп – главный инструмент саперов до появления собак. Его саперы называли «мои два шага до смерти».

Монумент должен появиться в ста метрах от Тихорецкого проспекта на территории парка Сосновка. Создавать скульптуру мы планируем на общественные деньги при помощи фонда «Верность». Стоимость монумента пока оценивается в 7 млн рублей и мы очень рассчитываем собрать эти деньги.

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх