GM глушит моторы
Концерн General Motors дал задний ход: американский производитель объявил о консервации производства в Петербурге и прекращении продаж марок Opel и Chevrolet. Свое присутствие на российском авторынке производитель сохранит только в премиум-сегменте.
Рубрика:
Экономика
Метки:
Санкт-Петербург
автомобили
производство
General Motors
Фото: Анна Беляева, «БалтИнфо»
Закончился завод
Слухи о возможном уходе GM с российского рынка и закрытии всех производств (у концерна - завод в Петербурге и контрактная сборка на мощностях группы ГАЗ в Нижнем Новгороде) появились еще в ноябре прошлого года, однако были опровергнуты. Как выяснилось, ходили они не напрасно: 18 марта концерн официально объявил о реструктуризации бизнеса в России.
Суть ее сводится к тому, что присутствие концерна в нашей стране практически сойдет на нет. Концерн сосредоточится на премиум-сегменте авторынка, в котором компания представлена брендом Cadillac и рядом моделей Chevrolet, таких, как Corvette, Camaro и Tahoe. Бюджетные марки из продажи уйдут. Бренд Opel также полностью покинет российский рынок к концу декабря 2015 года. Что касается производств, то завод GM Auto в Петербурге прекратит производство автомобилей в середине 2015 года. GM планирует законсервировать завод. То есть, возможность возобновить производство в благоприятный для бизнеса момент останется. Завод в Шушарах, напомним, был открыт в 2008 году.
Также прекратится контрактная сборка автомобилей на ГАЗе, а калининградский «Автотор» уже в начале марта выпустил свои последние модели GM. Совместное предприятие GM-АвтоВАЗ продолжит производить и продавать Chevrolet NIVA. Однако отметим, что речь в пресс-релизе GM идет только об автомобиле текущего поколения. Как сообщили «Интерфаксу» источники в концерне, на петербургском автозаводе уже на этой неделе будет прекращено производство по полному циклу моделей Chevrolet Cruze и Opel Astra. Крупноузловая сборка автомобилей сохранится на заводе до конца июня. Сокращаемым рабочим руководство обещает выплатить единовременно по семь окладов. Смольный, как уже сообщало «БалтИнфо», ситуацию с кадрами намерен держать под контролем.
Стратегический просчет
Руководство концерна объяснило свое решение исключительно экономическими обстоятельствами, обусловленными как состоянием российского авторынка, так и собственно положением дел в компании. «В настоящий момент наши автомобили, которые производятся в России, не обладают достаточным уровнем локализации, а ситуация на рынке не оправдывает серьезных инвестиций в повышение уровня локализации», - цитирует пресс-служба концерна генерального директора Opel Group Карла-Томаса Нойманна. Напомним, что концерн в России работает по условиям соглашения о промсборке, заключенного в 2005 году, выполнение которого требует от компании новых вложений. «Это решение позволяет избежать серьезных инвестиций в рынок с неясной долгосрочной перспективой», - говорит об уходе бизнеса из России президент GM Дэн Амманн.
Эксперты называют решение GM по закрытию площадки в Петербурге и выводу марок с рынка неожиданным, но в целом прогнозируемым. В течение последнего года производство не раз отправляло конвейер «на каникулы». По мнению гендиректора агентства «Auto-Dealer-СПб» Михаила Чаплыгина, предпосылки к такому финалу были заложены в самой не очень понятной стратегии предприятия. «Не думаю, что надо мешать сюда Обаму и политику, - говорит эксперт. - Изначально основной проблемой GM была неактуальность модельного ряда. У завода не было объемообразующей модели: Astra устарела, Cruze не продавался». Проектная мощность завода в Петербурге, напомним, составляет 60 тыс. автомобилей в год.
Дальнейшая локализация производства при отсутствии эффективно продаваемой модели, а также в условиях нынешнего авторынка практически не имеет смысла. По мнению гендиректора агентства INFOLine Ивана Федякова, немалую роль здесь играет фактор резкого снижения спроса на автомобили, прежде всего за счет сворачивания автокредитования. «В 2012 году в кредит продавался каждый четвертый автомобиль, в 2014-м – уже каждый второй. Однако к концу прошлого года проценты по кредитам резко выросли, а банки ужесточили требования к заемщикам, что привело к серьезному провалу продаж автомобилей», - пояснил эксперт.
Азия не даст пропасть
Концерн пообещал, что гарантийное обслуживание автомобилей Chevrolet и Opel сохранится. Также будет обеспечена поставка запчастей и сервисное обслуживание. Тем не менее, нельзя исключать, что определенное количество потенциальных покупателей продукции концерна сделает теперь выбор в пользу других марок. Если, конечно, «прощальные» скидки от GM не перевесят.
В наиболее сложной ситуации сейчас оказались официальные дилеры марки GM. Информация о «разрыве отношений» со стороны американского партнера поступила к ним неожиданно. «Концерн не предупреждал нас», - сообщил «БалтИнфо» директор по маркетингу «Атлант-М Балтика» Василий Орехов. По его словам, данная ситуация рассматривалась автодилером в качестве одного из возможных вариантов развития событий и тем не менее стала неожиданностью.
Сейчас официальные автодилеры «американца» работают над заменой модельного ряда. Речь идет о замещении выбывающих из строя «бюджетных» Opel и Chevrolet. По мнению Михаила Чаплыгина, в условиях «схлопнувшегося» высоко конкурентного авторынка Петербурга сменить модельный ряд и сохранить бизнес - весьма непростая задача. По данным агентства, в январе – феврале этого года авторынок города просел на 38%. Не исключено, что некоторые дилеры в такой обстановке просто уйдут с рынка. Другие попробуют выжить в первую очередь за счет автомобилей корейского или китайского происхождения.
По мнению Ивана Федякова, в наиболее бюджетном сегменте покупатели продукции Opel и Chevrolet «пересядут» в первую очередь на продукцию «АвтоВАЗа» и китайские автомобили. «В самом Китае продажи авто за месяц сейчас покрывают российские годовые показатели. Наш рынок сейчас для них открыт, многие марки у нас еще не представлены. Если у человека будет необходимость в приобретении автомобиля эконом-класса, то, думаю, многие пренебрегут имиджем и возьмут китайский автомобиль», - отмечает эксперт.
Что касается будущего продукции GM в премиальном сегменте, где, как уже говорилось, концерн намерен сохранить присутствие, то здесь ее перспективы опасений не вызывают. Эксперты отмечают: авторынок России выдает парадокс за парадоксом, с начала этого года продажи сверхдорогих «Поршей» в штуках превысили показатели «Пежо» и «Ситроена». «Премиальные марки продаются стабильно, - говорит Иван Федяков. – Мало где в мире автомобилями гордятся так, как в России. Пока авто является предметом гордости хозяина, продажи роскошных автомобилей будут чувствовать себя комфортно».
Добавим, что по данным «Auto-Dealer-СПб» за первые два месяца 2015-го было продано меньше автомобилей, чем за один декабрь прошлого года. Лидер на автомобильном рынке города не меняется – это французский Renault. По-прежнему в топ-10 находится два премиальных бренда – Mercedes-Benz и BMW. Они пришли на смену Chevrolet и Ford, уже прочно осевшим в середине второго десятка.
Всего по итогам января-февраля только десять марок показывают положительную динамику, причем половина из них представляет премиум-сегмент – помимо Mercedes-Benz, это Audi, Lexus, Porsche и Chrysler.
Анна Беляева
«Сказка» для сербских школьников
Новинки авторынка: как повезет
«Зенит» открыл сезон Суперкубком