Это «Эхо» не задушишь, не убьешь
«Эхо Петербурга» продолжило вещание практически в подпольном режиме, несмотря на отзыв лицензии московскими акционерами. Питерские владельцы утверждают, что расторгнутый столицей договор касался лишь хозяйственной деятельности. И жалуются на «манипуляцию общественным мнением, угрозы и шантаж».
Рубрика:
Общество
Метки:
Москва
Санкт-Петербург
радио
конфликт
Фото: Илья Давлятчин, "БалтИнфо"
Традиционная «эховская» отбивка в Петербурге прозвучала ровно в полночь. Вопреки всем ожиданиям, вещание радиостанции в Северной столице не прекратилось, более того, в эфире можно было услышать и региональные информационные выпуски. Хотя еще накануне новости на сайте «Эха Москвы» вовсю нагнетали обстановку.
«Сегодня – последний день вещания Эха Москвы в Санкт-Петербурге», - сообщение под таким заголовком вышло вечером в понедельник. «С завтрашнего дня московская радиостанция отзывает лицензию петербургской редакции. <...> В итоге Санкт-Петербург останется без Эха Москвы – по крайней мере, на какое-то время. Алексей Венедиктов надеется найти нового партнера для вещания, а в Роскомнадзор направлено уведомление о разрыве контракта с «Музыкальной факторией». Московская же аудитория, в свою очередь, не потеряет информационный источник из Петербурга: в городе уже действует бюро Эха Москвы под руководством Ольги Бычковой. Там работают хорошо знакомые слушателям журналисты, кроме того, бюро организует и собственные программы для федерального эфира – в частности, свое место уже заняло «Особое мнение с Александром Невзоровым». Пока слушать Эхо Москвы в северной столице можно будет через интернет».
Напомним, конфликт между миноритариями и мажоритариями «Эха Петербурга» разгорелся в связи с избранием нового гендиректора радио. Юридическим лицом, на которое оформлена лицензия на вещание и которому принадлежит частота в Петербурге, является ООО «Продюсерский центр «Музыкальная фактория». 49% акций общества владеют петербуржцы Татьяна Кагляк и Сергей Недоводин. Контролирующий пакет - в руках у москвичей, однако с учетом своеобразной системы голосования, при принятии решений у них нет никаких преимуществ, поскольку один голос Кагляк равняется двум. Несмотря на то, что Москва выдвинула на пост гендиректора Анну Сахарову, на выборах победила петербургская креатура.
Позднее генеральный директор радиостанции «Эхо Москвы» Михаил Дёмин заявил о возможности приостановки вещания «Эха Петербурга» с 17 марта. «Мы не видим для себя возможности продолжать работу с господами Кагляк и Недоводиным. Нами в ближайшее время будет инициирован аудит, мы оценим убытки, которые были нанесены нам управлением вышеназванных господ, после чего предъявим им свои финансовые претензии через суд», - сказал Дёмин.
Чистый убыток в городе на Неве, по словам мажоритариев, за 2014 год составил 6,5 млн рублей. В Петербурге же называют другую цифру — дескать, не 6,5 а 3,5 млн, а по балансу есть даже прибыльность.
Конфликт, между тем, продолжал набирать обороты. В конце февраля, когда стало ясно, что ситуация окончательно заходит в тупик, Венедиктов заявил, что с этого момента будет разворачиваться работа нового бюро «Эха Москвы» в Петербурге, которое было создано несколькими днями ранее. Возглавила данное бюро Ольга Бычкова, ранее назначенная московским руководством на должность главного редактора петербургского «Эха». Данный пост она, впрочем, сохраняла за собой недолго: 26 февраля помощница Венедиктова Леся Рябцева сообщила об отстранении Бычковой от работы.
9 марта в соцсети «ВКонтакте» появляется страница «Бюро «Эха Москвы» в Петербурге» с лозунгом: «Вы нас даже не знаете!!!» Некоторые журналисты станции переходят на довольно странный режим работы — готовят материалы и для питерского, и для столичного эфира. В архиве от пятницы, 13 марта можно, к примеру, услышать сюжет Арсения Веснина о сомнительном будущем регионального отделения «Гражданской платформы» после выхода из партии ее основателя Михаила Прохорова. А уже в субботу, 14 марта, в эфир московского «Эха» вышло интервью этого же корреспондента с куратором проекта по созданию музея Иосифа Бродского Николаем Солодниковым.
В связи с расколом между Москвой и Петербургом, начинают появляться слухи о расколе уже среди журналистов «Эха». Косвенно этот факт в понедельник подтвердил Алексей Венедиктов. По его словам, все того же Арсения Веснина в редакцию не пускала охрана, обосновывая это тем, что он, якобы, уволен. «О, из Арсения Веснина из Эхо СПб делают Сашу Плющева-2 - уверен, с тем же результатом. Разница лишь в том, часть коллег его немедленно сдала», - резюмировал Венедиктов.
На проблемы в работе пожаловался и один из старожилов «Эха Петербурга» Валерий Нечай. «Гоп-компания отключила мне эховский ящик. Кого интересует адрес моей почты - пишите в комменты-реплаи», - написал он в «твиттере».
До последнего момента, правда, было непонятно, прекратит ли радиостанция вещание в городе на Неве в ночь на 17 марта, или нет. Совладелец СМИ Сергей Недоводин в понедельник отказался давать какой-либо комментарий «БалтИнфо». В свою очередь, Леся Рябцева сообщила, что ситуация так и не была урегулирована. «Нет, ничего в этом конфликте не поменялось», - сказала она.
В 0.12 МСК на странице бюро «Эха» в Петербурге появилась следующая запись: «В полночь перестала действовать франшиза на вещание Эхо Москвы в Петербурге». Франшиза закончилась, но вещание продолжилось.
Уже днем 17 марта ООО «ПЦ «Музыкальная Фактория» выпустила специальный пресс-релиз, в которой пожаловалось на манипуляцию общественным мнением, угрозы, шантаж и необоснованные обвинения.
«Нами подготовлены судебные иски, которые мы предъявим в ближайшее время», - подчеркнул исполнительный директор Общества Сергей Недоводин.
По его словам, 16 марта «Музыкальная Фактория» направила в Роскомнадзор письмо, в котором проинформировала руководство службы о том, что радиостанция выполняет, и будет выполнять требования лицензии на осуществление радиовещания. Недоводин также утверждает, что ведомство было проинформировано о том, что вещание радиоканала «Эхо Петербурга» осуществляется на основании прямого договора с ЗАО «Эхо Москвы», который был заключен в начале совместной деятельности.
«Один из пунктов договора с ЗАО «Эхо Москвы» гласит, что данный договор является основным документом, регулирующим взаимоотношения «Эха Петербурга» и «Эха Москвы» и имеет высшую силу по отношению к другим документам, относящимся к деятельности «Эха Петербурга». Расторжение этого договора возможно только по письменному согласию сторон. С «Эхом Петербурга» расторгла договор дочерняя компания ЗАО «Эхо Москвы» - ООО «Эхо СВ». Договор с «Эхо СВ» регламентировал хозяйственную деятельность наших организаций – величину лицензионного сбора, сроки платежей, количество федеральной рекламы в эфире «Эха Петербурга». Несмотря на факт одностороннего расторжения договора ООО «Эхо СВ», мы оплатили лицензионный сбор за март в полном объеме», - отмечает Недоводин.
Кроме того, миноритарии заверили всех рекламодателей, заключивших договоры на размещение федеральной рекламы, что она выйдет в полном объеме.
«Мы считаем, что рекламодатели не должны становиться заложниками корпоративного спора. Мы благодарны петербургским рекламодателям за то, что они с нами в это непростое время и просим их не доверять непроверенной информации. В случае прекращения вещания «Эха Петербурга» мы сами немедленно известим их об этом».
«БалтИнфо» поинтересовалось у Алексея Венедиктова, является ли продолжение ретрансляции эфира «Эха Москвы» «Эхом Петербурга» нарушением закона? Он ответил: «Абсолютно. Воровство. Договор с дочкой - с 2008 года».
Илья Давлятчин
«Сказка» для сербских школьников
Новинки авторынка: как повезет
«Зенит» открыл сезон Суперкубком