Сергей Данкверт: В Белоруссии победило желание заработать на продовольственных контрсанкциях
Сергей Данкверт, руководитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору
Мы достаточно часто сталкиваемся с контрабандой продовольствия из стран ЕС. Так, например, недавно была встреча польской ассоциации производителей грибов. Человек, бывший на встрече, сообщил мне, что производство грибов в Польше было увеличено, одна компания увеличила площадь теплиц на 4 гектара. При этом весь урожай отправляется в Россию. Интересно, как это все к нам попадает? И откуда такое количество белорусских грибов появилось? В связи с этим мы посылали в Минск официальный запрос, и нам очень лаконично ответили, дескать, увеличиваем производство, растем. Причем это по многим видам продукции происходит, в том числе и нетрадиционным для Белорусского экспорта. По морковке и свекле поставки сразу стали 18-20 тысяч тонн... Хороший урожай у них. С яблоками я вообще комментировать не берусь. Видимо, сады посадили в августе и к концу года тоже урожай получили, всякое бывает. Может это и правда, только проверить нам это не дают, и на наши предложения приехать и посмотреть не отвечают.
Конечно, Белоруссия и в самом деле увеличивает производство и поставки. Но где-то у них победило желание заработать, и они стали активно ввозить к себе готовую продукцию, которую никогда раньше не ввозили. Если посмотреть статистику за август-декабрь, то Белоруссия резко нарастила закупки из ЕС. Видимо, все свое везли к нам. Есть там такое мнение. Следует отметить, что туда резко увеличились поставки молока и сливок из Польши и Литвы. Это тоже перерабатывалось и адекватно не проверялось. Из-за этого у нас с Белоруссией были конфликты, было сразу видно, что молоко совершенно другое, например, по уровню обнаружения антибиотиков. В молоке из Польши мы антибиотики, в среднем, обнаруживали в 5,5% случаев. И в молоке из Белоруссии их сейчас тоже стало 4,5-5%, при том, что раньше их вообще не было. Также хотелось бы коснуться проблемы безлактозного молока. Многие предприятия ЕС, которые никогда в Россию безлактозное молоко не поставляли, сразу после введения санкций захотели его нам поставлять. У нас есть подозрения, что это попытка обойти ограничения.
Я, как и прежде, придерживаюсь того мнения, что вся контрабанда должна уничтожаться. Когда-то давно в России водились осетры, и у нас была масштабная контрабанда черной икры. И Министерство имущественных отношений все изъятое якобы отдавало бедным детям. Ни один ребенок этой икры в садике не видел. Подход должен быть один — чтобы контрабанды не было, все ввезенное должно уничтожаться на месте, причем за счет самих контрабандистов. Это мировая практика.
Напоследок хотелось бы напомнить, что сейчас активизировался экспорт продовольствия из России. Мы активно сотрудничаем с Саудовской Аравией, открыли для себя рынок Анголы, на подходе и другие страны Африки. Мы тесно взаимодействуем с нашими производителями говядины, мяса птицы и свинины. Проблемы обсуждаем детально, вплоть до экспорта отдельных отрубов говядины в Бразилию. У говяжьей туши есть такая часть «пиканья», которую Бразилия импортирует со всего мира. А у нас что это за «пиканья» никто даже не знает, и говорить, где именно у коровы эта «пиканья» расположена, я не буду. Но там это традиционно любят и готовы покупать за хорошие деньги даже в России. То же самое в Японии, которая закупает достаточно много говядины, лучшие куски туда можно продавать очень дорого. Компания «Мираторг» в Брянской области забивает до 400 голов в день и планирует выйти на 1 тысячу голов. Это получается большой объем дорогостоящих отрубов, которые могут идти на экспорт.
«Сказка» для сербских школьников
Новинки авторынка: как повезет
«Зенит» открыл сезон Суперкубком