21 ноября 2024, четверг
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

Благотворители просят пощады у Путина

Социально-ориентированные некоммерческие организации просят президента России остановить секвестр их субсидий. Речь идет о 690 млн рублей, на которых пытается сэкономить Минфин. Пока собирают подписи под петицией Владимиру Путину, НКО предупреждают: в условиях кризиса за пару лет от многих из них ничего не останется.

Владимир Путин. Фото: Пресс-служба президента России

Владимир Путин. Фото: Пресс-служба президента России

Социальные некоммерческие организации могут оказаться под угрозой закрытия. Руководители нескольких НКО отмечают сокращение поддержки со стороны бизнеса в условиях экономического кризиса, но ситуация существенно усугубится, если правительство РФ откажется от своих субсидий. Этот вопрос уже обсуждался накануне на заседании правительства РФ.

Ранее Министерство финансов подготовило проект закона, предусматривающий секвестр в этой сфере, который, на фоне общей экономии, выглядят мелочью. Как известно, расходы российской казны сокращаются на 1,07 трлн рублей. Минфин обещал, что секвестр произойдет «за счет неиндексации зарплат и уменьшения инвестиций». Нужно это потому, что при нынешнем курсе валют и ценах на нефть доходы бюджета в 2015 году могут упасть до 13,5 трлн рублей, или 17% ВВП, что станет худшим показателем за последние пятнадцать лет.

На фоне таких катаклизмов 690 млн рублей, которые были запланированы в бюджете на поддержку социальных НКО в текущем году, выглядят семечками. Или как полторы дюжины бриллиантовых ручек типа той, что была найдена у задержанного губернатора Сахалина Александра Хорошавина в кабинете — по данным следствия, она стоит около 36 млн рублей, так что, если бы в стране было еще 18 таких губернаторов, и они бы скинулись «ручками», то на НКО в этом году бы хватило.

Но пожертвований в виде ручек организации все же не ждут, а пока просят в петиции, адресованной Владимиру Путину, не допустить сокращения финансирования. Открытое письмо подписали почти 150 НКО и 3 тыс. человек.

«Мы надеемся, что такое предложение Минфина не будет принято», - подчеркнула президент петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ» Маргарита Урманчеева. В петиции отмечается, что такая экономия прямо противоречит провозглашенным задачам поддержки некоммерческого сектора в стране и ставит под удар не только деятельность тысяч социальных НКО, но и качество жизни граждан, которые получают от них поддержку, что в условиях кризиса особенно болезненно скажется на каждом.

«Все это хорошо показывает, что, когда у нас кризис, мы начинаем отказываться от чего-то «ненужного», - замечает Урманчеева.

Как известно, в эту категорию уже попала, например, Федеральная онкологическая программа: ее приняли еще в 2009 году, и до декабря 2014 года она работала в 64 регионах страны, но больше ее не существует. Всего за пять лет на нее потратили 47 млрд рублей — на оснащение онкологических клиник оборудованием и закупку лекарств.

На этот раз «ненужными» оказались социально-ориентированные НКО, среди которых есть те, что помогают слепым, детям, с которыми жестоко обращаются, людям с ментальными болезнями, онкобольным. Причем искать поддержку среди бизнеса и индивидуальных меценатов в условиях кризиса оказывается все сложнее.

«Что касается благотворителей, то они сворачивают свои благотворительные программы. Не все, конечно, есть компании, которые их расширяют, но в большинстве своем бизнес находится в напряженном положении. Но если так же поступает государство, то что останется сектору?» - задается вопросом Урманчеева.

По ее сведениям, в среднем по России бизнес уже сократил поддержку социальных НКО на 20% только с начала января. В подобных условиях существование благотворительных обществ оказывается под вопросом.

«Мы, наоборот, надеялись на какой-то антикризисный план поддержки некоммерческих организаций», - признает президент «ГАООРДИ». Первым пунктом такого плана, по ее мнению, должен быть мораторий на подобного рода секвестры. «Ни под каким видом нельзя сокращать те совершенно небольшие для страны средства, которые выделяются на субсидии НКО», - добавила она. Бюджет ее организации на 2015 год составляет 60 млн рублей и уже сверстан с десятипроцентным дефицитом, однако есть вероятность, что к концу года дефицит увеличится.

В аналогичной ситуации оказалась петербургская благотворительная организация «Ночлежка», помогающая бездомным. «У нас остались четыре компании, которые — спасибо им огромное — продолжают нас поддерживать. Это единицы. Бизнес и раньше не стремился к нам, так как мы не самая привлекательная категория для благотворительности, но если поддержка бизнеса занимала 10-15% бюджета, сейчас показатель упал до 5%. Прогнозы неутешительные», - заявил директор «Ночлежки» Григорий Свердлин.

Бюджет «Ночлежки» на 2015 год составляет 20 млн рублей, он также сверстан с учетом дефицита в 10%, и, по словам Свердлина, пока неясно, как в декабре НКО сможет свести концы с концами. «Это значит, что мы понимаем: приют должен работать, ночной автобус — развозить еду, но где мы найдем деньги зимой, мы не знаем», - добавляет он.

Григорий Свердлин объясняет, что и без секвестра в ближайшие год-два многие опытные, уважаемые благотворительные организации будут вынуждены закрыться или существенно сократить свои программы. И дело не только в экономическом кризисе.

«Все еще сказываются последствия от поправок о статусе «иностранного агента». Многие организации лишились зарубежного финансирования, в России — кризис, сложно привлекать частные пожертвования, очень сложно привлекать бизнес. Даже без секвестра российским благотворительным организациям придется очень плохо, а значит и подопечным этих организаций — детям-сиротам, онкобольным, бездомным», - говорит он. Он согласен с Урманчеевой, что правительству стоит подготовить антикризисный план поддержки социальных НКО, а не думать о том, как на них сэкономить.

Исполнительный директор Центра реабилитации алкоголизма «Дом надежды на Горе» Светлана Мосеева отмечает, что программы центра придется сократить, если он не получит финансирование уже через две недели. «Хотя востребованность очень высока, центр переполнен», - подчеркивает она. В этом году бюджет организации составляет 16 млн рублей, однако Мосеева опасается, что даже прошлогодняя планка в 12 млн рублей станет недостижимой. «И мы бы не выжили в прошлом году, если бы не поддержка государства, она составила треть бюджета», - сообщила Мосеева. Она предлагает закрепить защиту бюджета НКО от сокращений на законодательном уровне.

В целом же, в России государство обеспечивает лишь малый процент бюджета социальных общественных организаций по сравнению с европейским уровнем. Например, в Германии около 40-50% бюджета НКО формируется из госисточников.

«Там государство понимает, что благотворительные организации выполняют, по сути, функции государства, но лучше, потому что там работают очень мотивированные люди. Точной цифры по России у меня нет, но, в среднем, лишь около 10% бюджета НКО получают из казны. Кому повезло — у того больше, кому не повезло — у того ноль процентов», - говорит Григорий Свердлин. Судя по всему, если план Минфина придет в действие, то «ноль процентов» вскоре окажется у всех.

Карина Саввина

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх