Левиафан проиграл, Сноуден победил
Триумфатором 87-й церемонии вручения Оскара стал «Бёрдмен» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, трогательная польская «Ида» обошла шумного «Левиафана», и все же в одной из номинаций Россию можно считать победительницей: лучшим документальным фильмом стала лента, в которой главная роль отведена простому москвичу… Эдварду Сноудену.
Оскар. Фото: Greg in Hollywood (Greg Hernandez) CC BY 2.0
Впервые за долгое время Россия снова оказалась не чужой на этом американском празднике кинематографа. «Левиафан» Андрея Звягинцева до последнего считался одним из двух основных претендентов на премию в номинации «лучший фильм на иностранном языке». Еще в январе российская лента о противостоянии обычного человека и государства-левиафана была фаворитом даже в глазах букмекеров, и неслучайно именно она в начале года получила «Золотой глобус» и премию кинокритиков Лондона, однако затем «Ида» поляка Павла Павликовского начала стабильно переигрывать российского номинанта – ей достались премии BAFTA и «Независимый дух». Похоже, в какой-то момент команду «Левиафана» подвело слишком буквальное прочтение ее многослойной и многозначной философской притчи.
Чем выше критики ставили картину на Западе, тем ожесточеннее ее ругали в России за «очернение действительности» а-ля «Рашка-Говняшка» (выражение министра культуры). Российские зрители, в основном, поделились на недовольных «патриотов-лоялистов» и восторженных «оппозиционеров», и, кажется, те и другие просмотрели в фильме что-то самое важное и интересное. Но, что самое обидное, эта близорукость оказалась заразной. На фоне нынешнего драматичного этапа в отношениях России и США, да еще под эхо разговоров чуть ли не о запрете фильма на его родине он стал и на Западе все больше восприниматься скорее как политическая агитка. Ирония судьбы в том, что «патриоты» были изначально уверены – в этом и есть замысел режиссера, так он надеется срубить побольше иностранных наград, но на практике все произошло ровно наоборот. Злоключения мелкого бизнесмена в одной скучной и страшной стране – это слишком частная история, волнующая, возбуждающая сочувствие и негодование, но не приносящая полноценного катарсиса.
После этого «фиаско» самое время включить другую популярную российскую пластинку – «опять нас засудили». Впрочем, и этот выстрел, как и во многих других случаях, будет сейчас бить мимо цели. «Ида» была достойна Оскара, возможно, даже больше, чем любой участник турнира в высшей англоязычной лиге. Избитая тема о человеке, неожиданно узнавшем, что он еврей (возможные варианты – потомственный джедай, оборотень и так далее), получила вроде бы очевидное, но такое нестереотипное для прямолинейной голивудской оригинальности преломление. Ида приняла эту новость, осознала ее и осталась самой собой – сестрой Анной из католического монастыря. Глубокая, торжественная и умиротворяющая драма о человеческой самоидентификации, о том, откуда растут подлинные корни нашего Я, по праву заслужила высокую оценку от американских киноакадемиков. И как тут не вспомнить, что режиссер Павел Павликовский ведь тоже наш, в доску русский парень – главные роли в его предыдущих фильмах играли Дина Корзун и Сергей Бодров-младший.
Главным же триумфатором Оскара на этот раз стал «Бёрдмен» Алехандро Гонсалеса Иньярриту – тоже история о путешествии куда-то внутрь человеческого Я, но в несколько иной эстетике. «Человекоптица» взяла 4 статуэтки, в том числе за «лучший фильм» и «лучшую режиссуру». Столько же Оскаров досталось и фильму «Отель Гранд Будапешт», правда, в менее престижных номинациях.
На самом деле еще в январе, когда букмекеры отдавали «Левиафану» небольшое преимущество перед «Идой», они же практически не сомневались в том, что главным коллекционером статуэток на церемонии Оскар станет «Отрочество» Ричарда Линклейтера. Картину о 12 годах из жизни обычного американского отрока снимали на протяжении 12 реальных лет – уже одно это должно поражать воображение. И, надо сказать, поражает - именно «Отрочество» стало лучшим фильмом года по мнению членов Ассоциации кинокритиков США и Канады, именно его авторам вручили «Золотой глобус» и множество других престижных наград.
Однако Оскары раздают не критики, а «киноакадемики», то есть актеры, режиссеры и так далее. И, конечно, драма о коллеге-«киноакадемике», актере, один из прежних персонажей которого начал жить своей собственной жизнью в его внутреннем мире, им как-то ближе и понятней. Команде «Отрочества» пришлось довольствоваться только Оскаром Патрисии Аркетт, «мамы» главного героя, за лучшую роль второго плана.
А еще один Оскар, за лучший полнометражный документальный фильм достался журналистке Лоре Пойтрас, но вряд ли будет большим преувеличением сказать, что примерно 90-процентный вклад в этот успех внес ее главный герой – москвич Эдвард Сноуден, человек, тоже по-своему раскрывший тему государства-левиафана. Именно благодаря ему общество в планетарных масштабах начало всерьез обсуждать проблему, которая раньше считалась уделом конспирологов, сторонников теории заговора и прочих подозрительных людей. Так что одну статуэтку мы можем смело считать наполовину российской.
Олег Саломатин
«Сказка» для сербских школьников
Новинки авторынка: как повезет
«Зенит» открыл сезон Суперкубком