Игра в паровозики
Сторублевые сборы в электричках снизили до 63 рублей, градус недовольства пассажиров, кажется, спал. Но история с поборами с «зайцев поневоле» продолжает развиваться. В петербургском УФАС в законности действий пригородной пассажирской компании разбиралась специально созванная комиссия из комитетов по тарифам двух регионов, транспортной прокуратуры и антимонопольного ведомства.
Рубрика:
Экономика
Железная дорога, электричка. Пригородный электропоезд, Павелецкий вокзал. Фото: mvd.ru
Комиссия, назначенная на 19 февраля, могла и не состояться. Ответчик – Северо-Западная пригородная пассажирская компания - просил отложить заседание, так как экономисты СЗППК в этот день выступали на суде в Великом Новгороде. Юристы компании, которые в итоге и представляли перевозчика на комиссии ФАС, на главные вопросы антимонопольщиков ответить так и не смогли.
Петербургское УФАС возбудило дело о сторублевых сборах в электричках
Первая претензия Петербургского ФАС к пассажирской компании: размер сбора. Почему именно 100 рублей, где экономическое обоснование? Внятного ответа на вопрос получить не удалось. Представитель ответчика честно признался, что не уполномочен отвечать на финансовые вопросы, и попытался представить позицию компании доступными ему способами.
В попытке достучаться до членов комиссии представителей тарифных комитетов Петербурга и Ленобласти, транспортного прокурора и инспекторов ФАС, юрист даже предложил сыграть в ролевую игру. «Вот вы и вы (взмах рукой в сторону прокурора) - вошли на станции без кассы, а они (кивок в направлении представителей комитета по тарифам) – на станции с кассой, но билетов у них нет. Пока контролер будет пробивать им билеты, вы доедете до своей станции и выйдите не расплатившись».
На вопрос представителей ФАС, исходя из каких статистических данных ответчик «нарисовал эту картинку», и где здесь цифры, которые в итоге повлияли на размер сбора, ответа снова не нашлось.
УФАС по Ленобласти возбудило дело о сторублевых сборах за покупку билета в электричках
Из 96 железнодорожных станций СЗППК в Петербурге, не оборудованы кассами – 43, в Ленобласти без касс 371 станция из 428. Это значит, что большинство пассажиров вынуждены покупать билеты непосредственно в электричках. Именно поэтому тарифному комитету Ленобласти было не совсем понятно, за что собирают деньги с остальных пассажиров. Ведь оплата труда разъездных кассиров-контролеров, уже включена в тариф на перевозки.
Почти треть заседания юрист пассажирской компании пытался объяснить комиссии разницу между двумя видами безбилетников – правильных и неправильных. «Кассиру платят за работу на правильных пассажиров, а неправильных пассажиров, не соблюдающих закон – не учли в тарифе», - разъяснил юрист.
Одна из частей сбора – 30 рублей – вознаграждение разъездному кассиру, поймавшему «зайца». Комиссия захотела детально докопаться и до этого аспекта. «Почему 30, а не 50?», - поинтересовался прокурор. Представители ФАС удивились формулировке «вознаграждение»: «Вознаграждение учтено в заработной плате, предусмотрено в договоре».
Штраф за безбилетный проезд в электричках Ленобласти снизят до 63 рублей
Еще один аргумент, который попытался использовать ответчик в свое оправдание: сборы с «зайцев» помогают покрывать убытки пассажирской компании. А чем меньше убытков, тем меньше сумма выпадающих доходов, которую обязалось компенсировать перевозчику правительство Ленобласти. «Сбор уменьшит наш убыток, который вы нам компенсируете из своего же бюджета!», - попытался апеллировать к чувству рациональному областного комитета по тарифам юрист. Но тарифные чиновники на перспективу сэкономить не повелись: «Мы думаем в первую очередь о пассажирах, а не о том, как сэкономить. А вы за счет населения хотите покрывать свои убытки», - возмутились представители комитетов.
К концу заседания казалось, что ответчик исчерпал все свои средства красноречия, используя в свою защиту и положения Конституции, и зарисовки из будней контролеров, и в конце концов просто социальный пафос: позиция СЗППК проста и даже наивна в своей простоте - сборы наконец вернут пассажиров в кассы, приучат заходить в поезд с билетом, а не покупать его в пути. А когда все перевоспитаются и станут законопослушными, то и взимать сбор ни с кого не придется. Комиссия в целом была не против такой идеалистичной картинки, но со 100 рублями все равно не смирилась. Заседание чуть не переросло в бухгалтерский квест, почти каждый из участников имел свое видение того, как именно должна рассчитываться сумма «наказания» для безбилетников. Но в виду отсутствия непосредственно тех, кто должен был эти расчеты представить и защитить, спор свернули.
У прокуратуры свои претензии к «обдираловке» безбилетников. Получается, что своим сбором СЗППК как бы дублирует административный штраф для «зайцев». С одной стороны, забирая себе чужие полномочия, с другой – заставляя пассажиров платить как бы двойной штраф.
Ещё один туманный нюанс в ситуации со сборами: как именно контролеры определяют «неправильных» безбилетников, тех, кто имел возможность купить билет заранее, но не купил. По заявлению СЗППК, пассажирам верят на слово. «Станцию посадки определяем с устного заявления пассажира. Для нас лучше понести некоторые убытки, не взяв 100 рублей с «зайца», чем нарушить закон», - признался юрист компании. Но это – позиция СЗППК, а как ведут себя кассиры на местах – проверить можно только по жалобам пассажиров. Компания своим контролерам доверяет. УФАС – нет.
По итогам заседания Комиссии ФАС, было решено передать дело в Москву. Официальное объяснение – СЗППК работает в нескольких регионах, а значит, окончательное решение по вопросу должен принимать центральный орган.
Добавим, аналогичное дело в отношении СЗППК сейчас находится на рассмотрении и Ленинградского УФАС.
УФАС Петербурга передало дело о сторублевых сборах в электричках в Москву
Анастасия Лаптёнок
«Сказка» для сербских школьников
Новинки авторынка: как повезет
«Зенит» открыл сезон Суперкубком