Из СКА в НХЛ: в бой идут «старики»
Хоккеистов СКА Артемия Панарина и Виктора Тихонова-младшего усиленно сватают в НХЛ. В конце сезона у обоих заканчиваются контракты с армейцами. При этом к началу следующего регулярного чемпионата за океаном одному будет 23, а другому 27 лет – не самый удачный возраст для столь решительных перемен в хоккейной судьбе. Впрочем, Панарину нужно лишь повторить подвиг Павла Дацюка, а для Тихонова США – вторая родина.
В СКА год за годом собирается целая россыпь талантливых российских хоккеистов, которые никак не могут взять главный трофей КХЛ – Кубок Гагарина. У двух из них - Артемия Панарина и внука-тезки прославленного тренера советской сборной Виктора Тихонова - по окончании сезона завершаются контракты. Если верить их агентам, каждым из хоккеистов интересуются порядка десятка клубов НХЛ, и, по некоторым данным, оба игрока вполне готовы к такому повороту в своей карьере, несмотря на возраст, – к началу следующего сезона в НХЛ Панарину будет 23 года, а Тихонову исполнится 27 лет.
Казалось бы, возраст вполне спортивный, однако, как показала многолетняя практика, абсолютное большинство удачных карьер российских форвардов в НХЛ начинались с переезда за океан примерно в 20 лет. Примеров можно привести массу из каждого «великого» поколения – это и Буре-Могильный-Федоров, и Овечкин-Малкин-Ковальчук. Молодые Владимир Тарасенко (в 2012 году перебрался из СКА в «Сент-Луис Блюз») и Никита Кучеров, пытающиеся ворваться в закрытый клуб заокеанских звезд прямо сейчас, строят свое громкое будущее чуть-чуть нестандартно. Первый уехал за океан в 21 год, а второй – в 19, но обоим это, судя по всему не помешало.
Однако сверхталантливых россиян, выбравших еще более нестандартный момент для переезда, и в итоге не заигравших за океаном – не перечесть. Так, к примеру, лучший российский проспект 2010 года Александр Бурмистров на пару лет поторопился, решив пробиваться наверх через юниорскую лигу Онтарио, и в итоге после двух сезонов в НХЛ вернулся на родину. Не исключено, что навсегда. В свою очередь перспективнейший Евгений Кузнецов, блиставший на двух молодежных чемпионатах мира подряд в 2011 и 2012 годах, годик-другой пересидел на родине и теперь второй год не может раскрыть свой многогранный талант в «Вашингтон Кэпиталз».
Впервые переехав за океан в 23-24 года, там не сумели заиграть такие игроки, как Александр Харитонов, Сергей Зиновьев, Алексей Кайгородов, Владимир Воробьев, Сергей Широков и многие другие. В середине третьего десятка за океаном пытался обосноваться знаменитый петербургский воспитанник Максим Сушинский, но вскоре бесславно вернулся домой. Среди защитников обратных примеров пруд пруди, среди нападающих всего один, но зато какой – Павел Дацюк. Разумеется, если не брать во внимание целую волну возрастных мигрантов из чемпионата СССР в конце 80-х - начале 90-х. Но даже среди них на фоне успешных карьер Игоря Ларионова и Сергея Макарова выделяется, к примеру, полное фиаско их бывшего партнера по тройке Владимира Крутова (в Северную Америку переехал в 29-летнем возрасте).
Возможных причин тому масса – это и разница в размерах хоккейных коробок, и происходящие из нее отличия в тактике, и переезд в иную культурную среду. В 18 лет современный молодой человек – еще ребенок и в отрыве от привычной среды легко поддается соблазнам, а в 25 уже слишком сложно менять себя и адаптироваться в новых условиях, на что в свое время сетовал тот же Сушинский, поначалу довольно резво начинавший в «Миннесоте».
И все же у обоих форвардов петербургского СКА есть достаточно оснований надеяться на успех вопреки описанной тенденции. Артемию Панарину – 23. Как и Павла Дацюка, его можно отнести к категории медленно раскрывающихся талантов. Дацюк не проходил в состав юношеских и молодежных сборных России, на драфт НХЛ попал не со своим возрастом и даже там был выбран «Детройтом» лишь под 171 номером. Однако затем провел первый неплохой сезон в «Ак Барсе» и тут же в 23 года отправился в «Детройт Ред Уингз», где моментально заиграл на невероятном уровне под крылом у 9-кратного обладателя Кубка Стэнли Скотти Боумэна. В копилке Панарина есть золото молодежного чемпионата мира 2011 года, однако в той команде он играл далеко не первые роли. Благо рядом были Евгений Кузнецов, Владимир Тарасенко и нынешний партер Александра Овечкина по «Вашингтон Кэпиталз» защитник Дмитрий Орлов. В результате форвард до сих и вовсе не задрафтован ни одной заокеанской командой. И при этом развитие его карьеры имеет явно поступательный характер. В свой 23 года хоккеист проводит абсолютно лучший сезон в карьере и с 62 очками по системе «гол плюс пас» в 54 играх (26+36) борется за звание лучшего бомбардира второй по силе лиги в мире.
Виктор Тихонов, как и все «великие», переезжал из элитной российской лиги в НХЛ «по науке» - в 20 лет. К слову, как и еще один его партнер по нынешнему СКА Евгений Дадонов. Оба пытались закрепиться в североамериканских клубах несколько лет, но так и не смогли. Примеров действительно успешной перезагрузки после подобных неудач среди россиян нет, однако у Тихонова имеются все шансы создать прецедент. Лучший нападающий молодежного чемпионата мира 2008 и взрослого 2014 годов когда-то начинал играть именно в США (в Сан-Хосе его отец Василий Тихонов 7 лет работал тренером, а Виктор Тихонов-младший тем временем с 5 до 12 лет играл в местной детской команде). И к площадке, и к менталитету у него вполне врожденная предрасположенность. Летом 2015 года хоккеист станет неограниченно свободным агентом и сможет вести переговоры с любой командой, и попытается доказать, что когда-то во Флориде ему просто не дали шанса, замуровав в фарм-клубе. Слухи о переговорах игрока насчет переезда за океан возникали и раньше, однако, судя по всему, наученный горьким опытом хоккеист ставит твердое условие – предлагать только односторонний контракт (при двустороннем контракте хоккеист получает приличную зарплату, только если играет за основу, при одностороннем – в любом случае, и отправлять дорогостоящего игрока в фарм невыгодно).
Впрочем, есть еще один вариант, который нельзя сбрасывать со счетов. В КХЛ агенты российских хоккеистов нередко через прессу пускают слухи о переговорах в НХЛ в процессе торгов за более выгодные условия новых соглашений. В НХЛ россияне нередко поступают точно также. К примеру, агент не чужого для Петербурга голкипера Сергея Бобровского (играл за СКА в локаутном 2012 году) после получения игроком «Везины Трофи» (приза лучшему вратарю НХЛ) в ходе переговоров о новом контракте с «Коламбусом» намекал, что переезд в Россию вполне возможен, а слухи о его возвращении в СКА регулярно попадали в поле зрения СМИ. Недавно же Бобровский подписал с «синими пиджаками» очередной 4-летний контракт на 30 млн долларов и в России в ближайшие годы вряд ли появится.
Однако если у Панарина и Тихонова речь действительно идет не об экономике, а о мечте, то именно сейчас у нее есть все шансы сбыться.
Олег Саломатин
«Сказка» для сербских школьников
Новинки авторынка: как повезет
«Зенит» открыл сезон Суперкубком