ЗакС «отработал» смерть блокадницы
После смерти 81-летней блокадницы в результате конфликта с администрацией магазина в законодательство решили ввести понятие «лица престарелого возраста». В случае задержания людей старше 75 лет охранников и полицейских обяжут вызывать медиков и родственников. Правда, трагедию в Кронштадте даже такая норма не предотвратила бы – Рауза Галимова не смогла бы подтвердить свой возраст без паспорта.
Рубрика:
Общество
Заседание ЗакСа. Фото: Пресс-служба Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
Депутаты Законодательного Собрания Петербурга оперативно отреагировали на трагическую смерть 81-летней блокадницы Раузы Галимовой, которую администрация сетевого магазина «Магнит» несправедливо обвинила в краже трех пачек масла (во всяком случае, к такому выводу пришли сотрудники прокуратуры). Всего за несколько дней работоспособные народные избранники по поручению своего спикера Вячеслава Макарова подготовили документ, который призван исключить в будущем подобные случаи.
«Проектом предлагается при выяснении обстоятельств, свидетельствующих о возможном совершении правонарушения, в обязательном порядке учитывать возраст, состояние здоровья лица, а также степень тяжести правонарушения», - объяснила коллегам Елена Киселева, представлявшая документ.
Авторы инициативы предлагают исправить сразу четыре важнейших документа – Уголовно-процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, закон «О полиции» и закон «О частной детективной и охранной деятельности в РФ». В них будет зафиксировано понятие «лиц престарелого возраста». Под ними понимаются люди, которым исполнилось 75 лет. В случае их задержания как полицейские, так и охранники должны будут информировать родственников или законных представителей задержанных, а также вызывать медиков.
«О совершении процессуальных действий по делам об административных правонарушениях с участием лица престарелого возраста в кратчайший срок уведомляются его родственники или иные лица, уполномоченные на представление его интересов. Процессуальные действия по делам об административных правонарушениях с участием лица престарелого возраста осуществляются в присутствии врача», - статья с таким содержанием должна появиться в КоАПе. Аналогичные нормы могут быть закреплены и в остальных вышеперечисленных документах. Также в отношении «престарелых» людей предлагается не применять такие административные меры наказания, как арест и обязательные работы.
Как отмечается в пояснительной записке к документу, «уровень заболеваемости у лиц, достигших 75 лет – в 6 раз выше, чем у лиц более молодого возраста». Там же приводится статистика Всемирной организации здоровья (ВОЗ), по которой в возрастной категории от 45 до 64 лет из 100 тысяч человек 93 страдают психическими расстройствами, в то время как среди людей старше 75 лет данный показатель достигает 236 человек. По словам Елены Киселевой, всего в России 3,5 млн «престарелых» людей. «Эти люди в силу физиологии и возраста наиболее зависимы от других», - подчеркнула народная избранница.
Один из первых вопросов, возникших у ее коллег – почему «наиболее зависимы» именно люди старше 75 лет, а не скажем, старше 70. Как объяснила Елена Киселева, соответствующая терминология используется ВОЗ. Люди старше 75 лет официально называются в документах «лицами преклонного возраста», а старше 90 – долгожителями.
Еще один логичный вопрос последовал от Виктора Ложечко – каков тот «кратчайший срок», в который охранники должны уведомлять родственников стариков об их задержании. В свою очередь Александр Кобринский поинтересовался, где охранники должны искать родственников, и что будет, если данный пункт закона будет ими проигнорирован. Ни о каких санкциях в документе речи не идет.
В ответ Вячеслав Макаров привел аналогию с задержаниями несовершеннолетних, о которых точно также должны быть уведомлены их законные представители, чаще всего родители или родственники. Данная норма действует и успешно применяется на практике.
«Так у детей есть законный представитель, а у пожилых людей он есть только в том случае, если они судом признаны недееспособными или частично недееспособными», - отреагировал Кобринский.
Как и многие коллеги он отметил, что документ явно сырой, однако саму идею выделения пожилых людей в отдельную категорию приветствовал. Правда, по мнению депутата, таким же образом в законах должны быть прописаны и права больных людей, так как вопрос оказания им медицинской помощи после задержания фактически находится на усмотрении полиции, и не всегда в критических ситуациях сотрудники правоохранительных органов соглашаются вызвать врачей.
«Этот документ отражает веру в то, что некоторым законом можно исправить то, что находится в душах людей. То очерствение душ, которое привело к трагедии. Но она бы все равно произошла, даже если бы такой закон уже действовал. У этой женщины не было с собой документов. Она не смогла бы доказать свой возраст. А сотрудники полиции точно также оправдались бы тем, что не знали, что ей уже есть 75 лет. У полиции есть право задержать любого человека без документов», - резюмировал Александр Кобринский.
Олег Саломатин
«Сказка» для сербских школьников
Новинки авторынка: как повезет
«Зенит» открыл сезон Суперкубком