На церковном фронте
Диакон Павел Шульженок, называвший «украинство» «болезнью, несовместимой с христианством» и ездивший в Новороссию благословлять ополченцев, временно запрещен в служении. Ранее прещение было наложено на другого петербургского клирика отца Николая Савченко, который «раскалывал паству» своей «проукраинской» позицией.
Несколько дней назад в соцсетях разгорелись страсти после публикации в одном из блогов фотографий петербургских клириков. На них диакон Павел Шульженко пьет в баре пиво со священником Сергием Агафошиным, стоит с бейсбольной битой на фоне огромной кучи денежных купюр, делает селфи в публичном туалете, занимается на тренажерах в спортзале. Все фотографии взяты с личной страницы отца Павла в одной из соцсетей.
К ним в обвинительном посте прилагаются многочисленные цитаты высказываний диакона в Интернете на украинскую тематику, одно из которых вполне исчерпывающе выражает взгляды клирика: «Украинство возникло прежде всего как идеология, это не некая какая-нибудь внешняя данность. Таким образом, с идеей украинства мы не только не должны соглашаться, нам нужно вообще изжить ее между собой. Ни в нашем разуме, ни в нашем языке не должно более оставаться ничего «украинского». Слово «Украина» должно стать для нас словом грязным и порочным, в одном ряду с матерной бранью, так чтобы мы не только говорить его, но и мыслить избегали». Диакон также пишет, что «хохлы» - «наглухо убранные, убитые в ничто либо оттопыренные существа», а вместо перемирия «бешеному свинарнику под названием Украина нужно сломать хребет».
После того, как скандал вокруг диакона перетек из блогосферы в официальные СМИ, о. Павел публично объяснился по всем пунктам: в употреблении пива он канонических нарушений не видит, «главное в этом деле после употребления пива не набезобразничать», а большая куча мелких купюр – это пожертвования прихожан, которые диакону поручили пересчитать. Но за свою позицию по Украине клирик стоит твердо. Свой отпуск в прошлом году он по собственной инициативе предпочел провести в Донбассе, где организовывал церковные службы в одном из военных подразделений ополченцев. Вместе с ними отец Павел порой рисковал жизнью, но сам оружия в руки не брал, так как это запрещено священнослужителям. По итогам новороссийского вояжа личный альбом диакона пополнился многочисленными фотографиями с бойцами ДНР.
После того, как поднялась шумиха, в Санкт-Петербургской епархии поведение отца Павла официально признали «недопустимым». «Сегодня был подписан указ правящим архиереем Санкт-Петербургской епархии митрополитом Варсонофием о временном запрете в служении диакона Павла Шульженка и священника Сергия Агафошина», - сообщил корреспонденту «БалтИнфо» глава пресс-службы Санкт-Петербургской епархии РПЦ МП иерей Алексей Волчков. Запрет продлится три месяца, после чего клирики должны будут показать, что они «исправились». В ответ на дополнительный вопрос, идет ли речь о наказании за вызывающие фотографии или высказывания в отношении Украины и украинцев, отец Алексий подчеркнул: «Я думаю, что тут нужно разбирать все в комплексе. Образ досуга, который там предстал, соответствует не тому, что он говорил, а тому, как говорил. Слова несли агрессию, унижение противоположной стороны».
Активисты ряда православно-патриотических организаций считают наказание несправедливым. Они передали митрополиту письмо, в котором просят снять с диакона прещение и напротив лишить священнического сана другого петербургского клирика – о. Николая Савченко, участника «марша мира», которого авторы обращения обвиняют в отстаивании «проукраинской позиции».
«Он выступает за мир, который должен быть бандеровским. Мы считаем, что в отношении о. Павла организована травля. И началось это не после из-за его поездки в Новороссию, а после того, как он вступил в полемику с о. Николаем Савченко. На его странице в соцсети образовался своеобразный клуб поддержки украинской стороны, а о. Павел, который лично побывал в Новороссии, стал с ним спорить. В своем обращении мы не случайно говорим и о том, и о другом священнослужителе, так как считаем, что одно связано с другим», - сообщил корреспонденту «БалтИнфо» один из авторов письма координатор коалиции «Родительское стояние» Василий Кухарь. По его словам, накануне сам активист, общественный помощник Виталия Милонова Анатолий Артюх и еще несколько человек посетили Троице-Сергиеву пустынь в Стрельне, где служит о. Николай. Там произошла продолжительная политическая дискуссия, в результате которой, как это часто в подобных случаях бывает, ни одна из сторон своих позиций не изменила. Гости потребовали от клирика оставить священнослужение в двухнедельный срок.
Сам о. Николай Савченко в беседе с корреспондентом «БалтИнфо» решительно подчеркнул, что «никогда никаких доносов в своей жизни не писал», но приезд общественного помощника депутата считает фактом «политического давления на служителя Церкви».
«Я считал и считаю, что это война братоубийственная, брат идет на брата, русский идет на украинца и наоборот, что противоестественно. Я считаю, что эту войну необходимо поскорее закончить. И еще я считаю, что мы, наше общество повинно в этой войне нашей ненавистью, нашим народным выражением агрессии к Украине, ее языку и ее государству», - заявил священник. К слову, ранее ему также уже пришлось понести наказание за свою позицию.
«Иерей Николай Савченко однажды оказывался тоже объектом церковных дисциплинарных мер. Высказывания отца Николая привели к разделению в приходе, где он служил, вследствие чего весной 2014 года он был переведен на новое место служения», - напомнил корреспонденту «БалтИнфо» иерей Алексей Волчков. При этом теперь о. Николай больше не получает жалования. Представитель епархии добавил, что разбирательства по поводу поведения диакона никак не связаны с делом иерея, со стороны о. Николая Савченко никаких жалоб на оппонента не поступало.
Таким образом, оба священнослужителя наказаны, но от своего мнения никто не отказался. Тем временем о. Александр Дягилев, настоятель храма, в котором служил диакон, поспешил высказать по поводу скандала свою позицию, за которую, вероятно, наказан никто не будет: «Я против того, когда людям запрещают пользоваться их родным языком. Тем не менее, я не собираюсь решать, кто из них прав, кто виноват. Если ко мне придут солдат ДНР и солдат ВСУ - я их обоих исповедую, причащу, скажу то же, что Иоанн Креститель (см. ниже), и ни в чём переубеждать не буду. Как и Святейший Патриарх, я молюсь о мире на Украине. "Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем." (Лк. 3, 14)». Священник подчеркнул, что в его храме служат как сторонники Новороссии, так и сторонники Украины.
Олег Саломатин
«Сказка» для сербских школьников
Новинки авторынка: как повезет
«Зенит» открыл сезон Суперкубком