24 ноября 2024, воскресенье
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

Инфляция: еще не кризис

Статус «окна в Европу» сыграл с Петербургом злую шутку: темп прироста цен в городе на Неве за январь обогнал общероссийские цифры. Товары и услуги подорожали сразу на 5%, причем заметнее всего подорожали продукты. И это еще не предел, полагают эксперты: в феврале – марте цены продолжат рост.

Молочная продукция. Фото: Денис Сафонов, «БалтИнфо»

Молочная продукция. Фото: Денис Сафонов, «БалтИнфо»

Январская инфляция в РФ составила рекордные 3,9%, сообщил Росстат. Последний раз она разгонялась до высоких показателей в 1999 году, когда цены за первый месяц года выросли на 8,4%. Даже в кризисном 2009-м жить было «веселей»: индекс потребительских цен тогда составил 2,37% за месяц. Впрочем, на своего рода рекорд уровень инфляции вышел еще в конце 2014 года: уровень годовой инфляции впервые за много лет оказался двухзначным – 11,36%. По январю уровень инфляции в годовом исчислении составил все 15%. Он опередил ожидания Минэкономразвития, так как ведомство прогнозировало пик годовой инфляции в 15 – 17% на март – апрель.

Темп прироста цен в Петербурге пошел гораздо дальше средних цифр. Как отчитался Петростат, индекс потребительских цен в январе составил 5%, что ровно в пять раз выше показателя января прошлого года. Опережающий по сравнению с другими регионами рост инфляции в Петербурге объясним: город стал заложником почетного статуса «окна в Европу», который оказался очень уязвимым в новых внешнеэкономических условиях, говорит генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков. «Вследствие ввода продуктового эмбарго изменилась логистика: каналы поставок переключаются с моря на сушу, - поясняет эксперт. – К тому же, из-за традиционно более высокой доли импорта в силу портового статуса города, а также невнимания к этому вопросу властей у нас слабо развито собственное сельское хозяйство. Местным сельхозпредприятиям нелегко конкурировать с зарубежными поставками, поэтому продуктами себя Петербург не обеспечивает».

Впрочем, пять процентов - это очень средняя температура по палате. В разрезе этот показатель выглядит много интересней. Так, наиболее значимый вклад прирост инфляции внесли цены на продовольственные товары, которые в среднем повысились на 6,8% (то есть, порядка 20% в годовом исчислении). Эти цифры далеки от прибавки реальных ценников на некоторые продукты. Например, килограмм сахара с обычной цены в 30 – 40 рублей в декабре - январе «выстрелил» сразу за 60 (Петростат зафиксировал рост в 27%). На 12% подорожали яйца (десяток стоит около 70 рублей) и подсолнечное масло (почти 100 рублей за литр). Также заметно подорожала говядина (8,4%), мороженая рыба (7,2%), сливочное масло (11,2%), рис (11,1%).

Наиболее значительный прирост в продуктовом сегменте отметился в ценах на овощи и фрукты: капуста выросла в цене в 1,7 раза, огурцы - в 1,5 раза, морковь, помидоры и виноград – на треть. Сезонность в этом сегменте наложилась на рост валют. Фрукты и значительная часть овощей идут к нам из-за границы: за последние годы в городе выросли сотни новых торговых центров разных форматов, овощеводческие же хозяйства можно считать поштучно, говорит эксперт.

А вот молочные продукты (наряду с хлебом, колбасой, курой) на этом фоне грандиозных прибавок других продуктов практически не подорожали: цены на них поднялись всего на 2 – 3%. По мнению Ивана Федякова, дело здесь как в достаточности собственного производства, так и в долгосрочных контрактах ведущих производителей с ритейлом. Однако рост цен, в частности, на молочную продукцию не за горами. Импортная составляющая в производстве (от сухого молока до комбикорма) по-прежнему велика, говорит Иван Федяков. Эксперт при этом не исключает, что в перспективе ближайших месяцев петербуржцы могут столкнуться не только со значительным удорожанием многих продуктов, но даже с их дефицитом. В Петербурге, пояснил он, высок уровень проникновения торговых сетей, которые могут диктовать условия производителям. Последним будет выгодно уйти в другие регионы, прежде всего Северо-Запада, где есть спрос и продукты априори дороже.

Таким образом, «продуктовая корзина» становится все тяжелей для бюджета среднестатистической российской семьи. Это заставляет искать нестандартные выходы из ситуации. Например, на этой неделе общество защиты прав потребителей России написало письмо в правительство РФ с просьбой рассмотреть возможность введения продуктовых карточек для социально уязвимых категорий населения. «Личный счет» пополняется за счет государства. Подобная система давно и успешно действует в США. Пойдут ли на это российские власти в условиях дефицитного бюджета? Большой вопрос. Но, возможно, это было бы куда более действенной мерой поддержки малоимущих, нежели традиционно копеечные индексации соцвыплат и пенсий.

Непродовольственные товары внесли в разгон инфляции вдвое меньший вклад, чем продукты: 3,7%. Сильнее всего подорожали раскупленные еще в декабре автомобили (9,3%), ткани (7,3%), парфюмерия и косметика (5,1%). Медикаменты выросли в цене на 8,3%. Этот сектор оказался в заложниках курса валют: практически половина препаратов на фармрынке страны – импортного происхождения, а для производства российских лекарств зачастую используется зарубежное сырье. Заметно выросли ценники у самых дешевых лекарств: пачка российского анальгина, например, теперь стоит восемь рублей вместо шести. Дороже стали поливитамины, корвалол, валидол.

Электротовары и бытовая техника также продолжили дорожать: январь добавил 4,3% к их средней стоимости. Впрочем, есть исключения: цветные телевизоры даже подешевели почти на два процента.

Практически не изменились цены на одежду. Но хорошего в этой «новости» мало: fashion-сегмент оказался фактически «прибит» новыми экономическими реалиями. «Импорт, а в одежде он преобладает, к январю сократился на 40 – 50%, - поясняет Иван Федяков. Ажиотаж на рынке бытовой техники и электроники в декабре не коснулся этого сектора. После покупок техники людям было уже попросту нечего тратить на одежду. Поэтому цены не выросли в силу двух факторов – низкого спроса и высокой конкуренции». Как отмечает эксперт, рост цен в этом сегменте уже идет. Весенние и летние коллекции из Европы и Азии поступают по новым ценам, в которых, грубо говоря, легкая куртка вдвое дороже толстого пуховика. Наконец, несмотря на то, что отечественная индустрия моды никуда не делась, одежда российского пошива тоже будет дорожать: ткани, фурнитура и, наконец. Станки у нас в основном импортного происхождения.

Что касается услуг, то огни в среднем стали дороже на 4,2%. Ключевую роль сыграло традиционное повышение цен на проезд с начала года (почти на 10%). Кроме того, подорожали медуслуги: лечить кариес, например, стало дороже сразу на 10%. В данном случае имеет место удорожание импортных материалов.

Эксперты единодушны в том, что январский рост – это, условно говоря, всего лишь начало большого инфляционного подъема. В феврале и марте инфляция будет только расти, никаких предпосылок ни объективного характера, ни со стороны действий властей для ее снижения пока нет. Глава Минкономразвития накануне заявил, что пик инфляции ожидается в марте. От упоминания пиковых значений он тактично ушел.

Анна Беляева

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх