Мать, домохозяйка, предатель
Многодетная мать из Вязьмы арестована после обвинений в госизмене. Всему виной — звонок в украинское посольство. Гражданское общество собирает подписи, в защиту женщины высказывается Павел Астахов, наконец, дело комментируют в Кремле. ФСБ, похоже, не ожидала такого резонанса.
Рубрика:
Общество
Метки:
Россия
ФСБ
уголовное дело
ФСБ. Фото: Пресс-служба НАК
Об этом деле стало известно благодаря публикации в СМИ. Но события развивались слишком стремительно — всего за несколько дней их пришлось комментировать даже пресс-секретарю президента Путина.
Начало скандальному делу было положено еще в апреле 2014 года. Простая смоленская домохозяйка Светлана Давыдова ехала в маршрутке и услышала, как мужчина, похожий на военного, разговаривает по мобильному телефону. Из его слов следовало, что солдат местной военной части направляют в Москву «обязательно в штатском, а оттуда дальше в командировку». Давыдова заподозрила, что их перебрасывают на Украину, где в то время уже началось противостояние на юго-востоке. После этого женщина позвонила в посольство Украины и сообщила об услышанном.
Шло время. 21 января 2015 года, в квартиру, где женщина проживала вместе с мужем, и детьми, постучался участковый. Первые же слова — ложь: мол, соседи жалуются на шум. Муж Светланы Анатолий открыл дверь, участковый отошел в сторону, а затем с лестницы в квартиру ворвались около 20 человек. Кричали «Стоять!». Кричали матери семерых детей. Один из мужчин показал удостоверение следователя по особо важным делам управления ФСБ на имя Михаила Свинолупа и постановление Лефортовского районного суда Москвы об аресте по подозрению в государственной измене. Женщина была задержана по делу № 221–601, возбужденному по статье 275 УК РФ («Государственная измена», максимальное наказание - до 20 лет заключения).
Ее муж Анатолий Горлов рассказал, что суд не учел наличия у Светланы семи малолетних детей. Сама Давыдова свой опрометчивый, как оказалось позднее, шаг пояснила тем, что «хочет предотвратить возможные жертвы». Спецслужбы такой заботы не оценили — мать разлучили детьми, самому младшему из которых едва исполнилось два месяца, и отправили в СИЗО «Лефортово».
Скандал начал набирать обороты. Депутат Госдумы Дмитрий Гудков попросил генпрокурора РФ Юрия Чайку разобраться в ситуации, поскольку женщину судят за «распространение слухов» (ведь общеизвестно, что российских войск на Украине нет). Позаботиться о детях Давыдовой пообещал уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов. «Не нарушая целей предварительного расследования, независимо от тяжести обвинения считаю возможным ходатайствовать о возвращении мамы детям», - написал Астахов в своем Twitter.
В этом деле необычно практически все, даже действия прежнего адвоката, назначенного государством. В одном из самых первых комментариев СМИ Андрей Стебенев заявил, что для предъявления обвинения в государственной измене есть основания. «В целом могу сказать, что в любом случае не на ровном месте все это возбуждено. Не как некоторые мне звонят и говорят: «Вот по-беспределу». Нет. Там есть информация, есть факты, есть основания. Но в дальнейшем следствие будет разбираться, потому что там есть существенные моменты, которые нужно исследовать и по ним получать заключения специалистов в области гостайны», — сказал адвокат. Эти слова вызвали широкий общественный резонанс, после чего от общественности прозвучали советы сменить защиту.
В итоге Светлана Давыдова отказалась от услуг Стебенева, ее интересы теперь представляет известный петербургский адвокат Иван Павлов. Тот самый, чью жену, американку Дженнифер Гаспар, в прошлом году лишило вида на жительство управление ФМС. Павлов не берется оценивать действия прежнего защитника Давыдовой, но некоторые его действия и у него вызывают недоумение.
«Это очень большой вопрос — почему, например, не была обжалована мера пресечения в виде ареста. Вот это меня беспокоит, и я бы задал этот вопрос, но не могу этого сделать, поскольку есть квалификационная комиссия адвокатской палаты — это находится в ее ведении», - сказал Павлов «БалтИнфо».
В итоге защита Давыдовой подала ходатайство о восстановлении срока на обжалование ее ареста. Дело в том, что законом установлен трехдневный срок для подачи апелляции на меру пресечения. Однако, поскольку он был пропущен, суд сначала должен решить, возможно ли его восстановить. Ходатайство будет рассмотрено 5 февраля. Кроме того, с Павлова была взята подписка о неразглашении государственной тайны. «Но в чем она состоит, мы пока не знаем», - недоумевает адвокат.
Тем временем, в интернете вовсю идет сбор подписей под петицией с просьбой освободить женщину. Письмо обращено лично к президенту РФ Владимиру Путину.
«Господин Президент, просим Вас быть милосердным по отношению к женщине и многодетной матери. Совсем недавно вы проявили гуманизм по отношению к давнему оппоненту. Сегодня в тюрьме в Лефортово, в тяжелой ситуации, находится женщина, которую дома ждут семеро оставшихся без нее малолетних детей. Просим Вас принять это во внимание, проявить гуманизм и помочь Светлане Давыдовой как можно быстрее выйти на свободу и вернуться домой к детям», - говорится в письме, которое уже собрало несколько десятков тысяч подписей.
Уголовное дело против Давыдовой взяла на особый контроль уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова. В поддержку подозреваемой выступили известные люди — о своем намерении поручиться за многодетную мать заявили актриса Лия Ахеджакова, писательница Людмила Улицкая, журналист Владимир Познер, политик Ирина Прохорова.
Наконец, во вторник дело дошло до самого верха — с официальным комментарием пришлось выступить пресс-секретарю президента РФ Дмитрию Пескову. Он отметил, что «ситуация, безусловно, резонансная» и о ней знают в Кремле. Говоря о петиции в поддержку Давыдовой, Песков заявил, что соответствующее обращение уже поступило в администрацию президента и будет рассмотрено в соответствии с существующим порядком.
Илья Давлятчин
«Сказка» для сербских школьников
Новинки авторынка: как повезет
«Зенит» открыл сезон Суперкубком