Газета или сигарета
В России могут отменить запрет на рекламу спиртного и сигарет в газетах и журналах, а, возможно, и на телевидении. Объясняют это заботой о СМИ — без «табачных» денег в условиях кризиса многие из них не выживут. Инициатива совпала со снижением минимальной цены на водку. Эксперты опасаются, что журналистов такая либерализация не спасет, зато приведет к росту смертности.
Одним из главных сторонников рекламы алкоголя и табака в газетах и журналах является Алексей Волин, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ. На саммите региональных СМИ в Екатеринбурге журналистами продвигалась идея о безвредности таких рекламных публикаций, сообщает портал «Алкоэксперт». По мнению авторов инициативы, традиционная аудитория печатных изданий - это люди старшего возраста, которые уже давно определились в своих привычках, и такая реклама не может их сильно изменить. Волин эту позицию поддержал и отметил, что от рекламы качественного алкоголя в глянцевых журналах еще никто не отравился. «Травятся от другого», - считает чиновник.
В первой половине февраля пройдет еще одна встреча Минкомсвязи с представителями СМИ, на которой вновь обсудят спорную инициативу. Цель изменений – смягчение последствий экономического кризиса для медиакомпаний. Чтобы сохранить рынок СМИ, правительство готово рассмотреть вопрос возврата рекламы алкоголя и сигарет, причем не только в глянцевые журналы, но и на телевидение.
Алексей Волин попросил подготовить поправки в закон «О рекламе» еще в конце декабря. Как заявлял чиновник в интервью «Российской газете», если не предпринять экстренные шаги по либерализации рекламного рынка, большинство СМИ кризис не переживут. «Если этого не сделать, то уже к концу 2015 года мы примерно половины СМИ в стране недосчитаемся», - заявил он.
Представители отрасли прогнозируют снижение рекламных доходов в размере от 10 до 50 процентов. Доходы радиовещателей, по некоторым оценкам, упали в январе уже примерно на 40%. Пессимистичнее всего настроены печатные СМИ – здесь доходы могут сократиться наполовину. Запрет на рекламу табачных изделий и алкоголя, к которому с 2012 года относится и пиво, Алексей Волин называет «популистским». Ассоциация коммуникационных агентств России и некоммерческое партнерство «Русбренд», объединяющее крупнейших рекламодателей считают, что в телеэфире должен появиться любой алкоголь, а не только пиво, при этом в рекламе необходимо разрешить использовать образы людей и животных, которые были запрещены десять лет назад, сообщает РБК.
Напомним также, что с 1 февраля минимальная розничная цена бутылки водки объемом 0,5 литра крепостью 40 градусов составляет 185 рублей (раньше была 220).
Член Экспертного совета при правительстве Российской Федерации социолог Дарья Халтурина отметила, что реклама табака и водки в газетах - это огромный шаг назад. Более того, отмена запрета нарушит соответствующую рамочную конвенцию ООН. «Они думают о выживании СМИ. А о выживании россиян они думают? Если это произойдет, то Россия станет первой страной в мире, где рекламу сигарет вернули. О том, насколько велико ее влияние можно судить уже по тому показателю, что в СССР, где рекламы табака не было, курили только 7% женщин, а сейчас уже десятки процентов», - отмечает она.
Халтурина также предположила, что табачная и алкогольная промышленность коррумпирует российские СМИ. «Мы замечаем четкую взаимосвязь. Уже сейчас некоторые СМИ отказываются публиковать антиалкогольные и антитабачные материалы, так как боятся, что это может отпугнуть потенциальных рекламодателей», - полагает она. Халтурина также утверждает, что совокупный объем рекламного рынка этих товаров в печатных СМИ весьма невелик. «Такие деньги не спасут эти журналы. Гораздо нужнее вся эта затея для производителей. Мы должны понимать, что антитабачная политика государства принесла весьма ощутимые результаты. За последние годы в России бросил курить каждый 6-ой больной табачной зависимостью, общее количество курильщиков сократилось с 36% до 30%. Сейчас эти достижения могут быть поставлены под угрозу», - сообщает эксперт.
Потребление алкоголя в России в последние годы также существенно снизилось. С 2005 по 2013 год смертность в России сократилась с 2 млн 304 тыс. до 1 млн 872 тыс. смертей в год — т.е. стала меньше на 432 тыс. смертей в год. Это лучший динамический показатель среди всех стран Европы. Заведующий Лабораторией мониторинга рисков социально-политической дестабилизации НИУ ВШЭ Андрей Коротаев отмечает, что главная причина такой динамики — значительное снижение доступности алкоголя.
«Вместо того, чтобы разрешать рекламу отравляющих веществ, государство должно резко увеличить интенсивность антиалкогольной и антитабачной пропаганды. Эта работа еще как-то велась в 2011 и 2012 годах, но сейчас ее полностью спихнули с федерального на региональный уровень», - отмечает Халтурина.
Эксперты также предлагают сильно сократить территориальную доступность крепкого алкоголя. К примеру, во всей Норвегии есть лишь 147 точек, где можно купить крепкие алкогольные напитки, а в такой же по численности населения Московской области — многие тысячи.
Халтурина отмечает, что степень вреда этой меры зависит от того, где именно разрешат рекламу водки. «Рынок бумажных СМИ действительно сокращается, его убивает интернет. Там такая реклама будет умеренно вредной. Главное, чтобы крепкий алкоголь не вернулся в телевизор», - отмечает она.
«Сказка» для сербских школьников
Новинки авторынка: как повезет
«Зенит» открыл сезон Суперкубком