«Стратегия-31»: game over
В Петербурге состоялась последняя несогласованная акция «Стратегии-31». За пять лет проект Эдуарда Лимонова в Северной столице прошел большой путь, но закончился весьма печально — немногочисленными и короткими митингами в поддержку Новороссии. «БалтИнфо» решило узнать почему многие соратники другороссов ушли с Гостиного двора.
Рубрика:
Политика
Метки:
Санкт-Петербург
акции
оппозиция
"Стратегия - 31". Фото: Валентин Илюшин, «БалтИнфо»
Лозунги «Россия будет свободной!», взмывающие ввысь листовки незарегистрированной «Другой России», удивленные и даже шокированные взгляды туристов, и всегда — огромная толпа омоновцев, которые «винтят» несогласных. Таковы неизменные атрибуты «Стратегии-31» - акции за свободу собраний, придуманной писателем Эдуардом Лимоновым.
В Москве каждое 31 число месяца мероприятие проходит на Триумфальной площади, в Петербурге - у Гостиного Двора. Впервые оно состоялось в городе на Неве 31 января 2010 года. Организаторами выступила партия «Другая Россия», а также представители левых и демократических сил. В течение года акции собирали от нескольких десятков до нескольких сотен человек.
Изначально, когда только появилась идея выходить по 31-м числам, многие восприняли ее с недоумением — выходить за то, чтобы можно было выходить? Но позади остались «Марши несогласных», разгонявшиеся сотрудниками полиции, впереди были многотысячные акции за честные выборы. А где-то между ними зародилась «Стратегия-31».
Как это было
Первая несогласованная акция в Петербурге состоялась у Гостиного двора 31 января 2010 года. Милиция неоднократно предлагала участникам митинга разойтись, но они эти просьбы не услышали. Как результат — 25 задержанных оппозиционеров. Следующая акция началась с минуты молчания (за день до нее теракт в московском метро унес жизни нескольких десятков человек). Но закончилось мероприятие также, как и предыдущее — задержанием несогласных. Одновременно на Дворцовой площади проходила «встреча друзей», как ее назвала один из лидеров «Объединенного гражданского фронта» Ольга Курносова, ныне находящаяся на Украине.
Все дальнейшие акции у станции метро «Гостиный двор» неизменно заканчивались задержаниями нацболов и примкнувших к ним противников российских властей. Разнились только цифры задержанных, временами в автозаки отправляли свыше ста человек.
Сотрудники ОМОНа иногда не церемонились и с журналистами — в июле 2010 года в ходе несогласованной акции был задержан и фотокорреспондент «БалтИнфо» Ростислав Кошелев. Причем тогдашние милиционеры свои действия оправдывали тем, что сотрудники СМИ пытались препятствовать задержанию участников запрещенной акции. На этой же акции произошел, пожалуй, и самый скандальный эпизод за все время существования «Стратегии-31».
31 июля 2010 года прапорщик полиции Вадим Бойко, подойдя к митингующим крикнул: «Ну что, хорьки, ***, кому ещё?», и в ответ на замечание «Ты чего материшься?», подошел к молодому человеку в красной футболке схватил его за волосы, после чего нанес удар по голове дубинкой. Возможно, полицейский так и остался безнаказанным, если бы не резонанс в средствах массовой информации. Неизвестный получил прозвище «жемчужный прапорщик» за характерные четки на руке, ошибочно принятые за жемчужный браслет, а журналисты и оппозиционеры начали поиски.
Уголовное дело по факту превышения должностных полномочий, совершенного с применением насилия и специальных средств было возбуждено лишь месяц спустя, а сам полицейский явился с повинной в прокуратуру 1 сентября. Тогда-то и стало известно имя «героя» - Вадим Бойко. 26 декабря 2011 года Куйбышевский районный суд приговорил его к трем с половиной годам лишения свободы условно, с испытательным сроком на два года. В ноябре 2014-го «жемчужный прапорщик» получил еще три условных года за стрельбу в кафе.
За три года, прошедшие между этими событиями, изменилась и страна. В крупных городах прошли многотысячные акции за честные выборы, в России поменялся президент, в Москве осудили участников так называемых беспорядков на Болотной площади, на Украине произошел «Евромайдан» и начались военные действия в восточных регионах, а «Стратегия-31» потеряла былую славу и задор. Стабильно было только одно — петербургские акции по-прежнему не разрешали и разгоняли. Коренной перелом в истории произошел в мае 2014 года, когда московские власти разрешили Эдуарду Лимонову и его сторонникам выйти на Триумфальную площадь. Известный писатель на тот момент поддержал присоединение Крыма к России, так что согласование митинга не стало совсем уж неожиданным.
Все последующие петербургские акции традиционно были немноголюдными, зато каждый раз именно в тот день и в то время, когда на Гостиный двор должны были выйти другороссы, площадь была огорожена забором ради очередного концерта. Такая же ситуация возникла и на последней «Стратегии».
«Зашли в тупик»
35 акций, в общей сложности сотни (если не тысячи) задержанных, количество участников «Стратегии-31» в Петербурге счету не поддается. Но, как и любая другая постоянная уличная акция «Стратегия-31» стала собирать все меньше народа. Впрочем, по словам лидера петербургских «другороссов» Андрея Дмитриева, совсем не это стало причиной закрытия проекта.
«Первое: наши переговоры со Смольным зашли в тупик. В Москве акцию Эдуарда Лимонова удалось согласовать, но петербургские власти не хотят нам согласовывать акцию не только на Гостином дворе, но и на близлежащих улицах. Биться в стену нам в итоге надоело. Вторая причина состоит в том, что мы сейчас сконцентрированы на поддержке Новороссии, и вопрос свободы собраний, хотя с этим делом в стране становится все хуже и хуже, отходит на второй план. И третье — было бы лукавством сказать, что мы не учитываем новых репрессивных законов, ведь за второе задержание сейчас введен штраф до 300 тысяч рублей либо — до 30 суток ареста. Да, мы ребята тертые и проходили различные дела, но навешивать «уголовки» не очень хотим», - рассказал Дмитриев «БалтИнфо».
Сейчас же петербургская «Другая Россия» собирает деньги для ополченцев и жителей так называемых ДНР и ЛНР на еженедельных пикетах у метро и гуманитарную помощь в штабе. Всего за полгода было собрано более 2 миллионов рублей, отправлено 6 «газелей» с вещами.
«Акция подошла к закату»
Бывшие соратники «другороссов» в своих взглядах более радикальны. Создатель сайта «Заливает. Спб», на тот момент — кандидат в депутаты ЗакСа Федор Горожанко был задержан на Гостинке 31 октября 2011 года. По его словам, он просто играл в бадминтон. На регулярные акции «Стратегии-31» он перестал ходить довольно давно, потому что «это стало зазорным».
«Когда-то эта была акция за свободу собраний, но в какой-то момент она превратилась в маргинализированную акцию сторонников Лимонова. Сам же Лимонов повернул свои взгляды в сторону власти и ходить на «Стратегию» уже стало зазорным. Но в свое время идея действительно была классной, чувствовалось воодушевление. Но от себя хочу сказать, что если это акция за Новороссию, то я туда точно не пойду», - заключил Горожанко.
Нынешний сопредседатель петербургского отделения «РПР-Парнас» Андрей Пивоваров в свое время пострадал заметно больше создателя сайта «Заливает. Спб». В ноябре 2010 года на тот момент лидер петербургского РНДС, задержанный на акции у Гостиного двора, получил 27 суток ареста. Мировой суд признал Пивоварова виновным в сопротивлении милиции во время акций 31 августа и 31 октября. О своем участии в «Стратегии-31» он сегодня не жалеет.
«Это была одна из главных акций Петербурга, которая являлась таким городским брендом, но потом, к сожалению, она пошла к закату и, наверное, надо было еще на первом этапе ее остановить. Это было уважение к коллегам из «Другой России», но потом они переформатировали акцию в поддержку довольно странных организаций. А в целом она, мне кажется, исчерпала себя еще в 2012-2013 годах. Конечных целей в итоге также не добились», - резюмировал Пивоваров.
На том же самом митинге 31 октября 2010 года задержали и тогдашнего лидера петербургского «Яблока» Максима Резника. Несколькими месяцами ранее в интервью радио «Свобода» он говорил: «Каждый наш шаг приближает нас к результату. Если ничего не делать, то точно результата не будет. Если делать то, что делаем мы, может быть, мы тоже не увидим в ближайшее время каких-то сдвигов, но нельзя не делать. Потому что это единственный способ двинуться к цели.»
Позднее Резник перестал приходить на несогласованные акции — взглядами с другороссами нынешний депутат ЗакСа расходится категорически. Впрочем, осуждать их сегодняшнюю позицию он не намерен.
«Это разные подходы к жизни — есть люди, которые считают, что лучше присоединить какие-то территории, а потом заняться своими, а есть те, кто уверен, что сначала нужно навести у себя порядок и тогда другие сами к нам потянутся. У ребят есть какая-то позиция и это уже хорошо, но это — вопрос приоритетов. Тогда у нас были общие точки соприкосновения, но мне и сейчас кажется, что свобода является общей ценностью. Жаль, что все вопросы, связанные со свободой, сейчас для них являются вторичной ценностью».
Впрочем, по словам самих другороссов, отказываться от других уличных акций они не намерены. Так, 23 февраля у Финляндского вокзала состоится согласованный митинг в поддержку все той же Новороссии.
Илья Давлятчин
«Сказка» для сербских школьников
Новинки авторынка: как повезет
«Зенит» открыл сезон Суперкубком