22 ноября 2024, пятница
$ 59,76
€ 65,98
Сейчас: +12
Завтра: пасмурно, без осадков +19

Драма в цифрах

Мариупольские события и реакция на них Запада могут серьезно усугубить ситуацию в российской экономике, что приведет к банковской панике. Таково мнение эмигрировавшего в рамках «второго дела ЮКОСа» экс-главы РЭШ Сергея Гуриева, который побеседовал с петербуржцами и рассказал, стоит ли хранить рубли в ячейке или доллары под матрасом.

Деньги. Фото: «БалтИнфо»

Деньги. Фото: «БалтИнфо»

Экономист Сергей Гуриев был вынужден покинуть Россию весной 2013 году и обосноваться в столице Франции, после того, как был допрошен в рамках «второго дела ЮКОСа» и так называемого «дела экспертов». Ранее он возглавлял Российскую экономическую школу, теперь же работает профессором в парижской Школе политических наук. Сергей Гуриев стал вторым участником дискуссий, которые запланировало в Петербурге движение «Открытая Россия» Михаила Ходорковского, и рассказал горожанам о своем взгляде на российскую экономику. «БалтИнфо» собрало мнения экономиста-эмигранта по ключевым вопросам, волнующим сегодняшнюю Россию: от цен на нефть до перспектив возможного дефолта.

Инвесторы голосуют ногами

Консенсус-прогноз развития российской экономики к 2015 году Сергей Гуриев называет драматическим: в среднем, страну ожидает падение не менее 5% ВВП в текущем году. Экономист озвучил три причины, которые, на его взгляд, стали фундаментом нынешних проблем.

«Во-первых, это структурные проблемы российской экономики: пресловутый инвестклимат, бизнес-климат, который, мягко говоря, неблагоприятный для развития предпринимательства. Эти проблемы накопились еще до начала украинских событий», - говорит Гуриев.

Еще в середине 2012 года в российской экономике началось замедление, объясняет он: после того, как страна попала в кризис конца нулевых и потеряла 8% ВВП в 2009 году, экономика умудрилась восстановиться относительно быстро, достигнув докризисного уровня за два года. «Но потом рост начал замедляться. Инвесторы сначала оптимистично смотрели на обещанные реформы защиты частной собственности и прочие. Программная статья Владимира Путина о «новой экономике», опубликованная в январе 2012 года, содержала много адекватных оценок того, как плохо обстоят дела с бизнесом в России. К сожалению, эти ожидания не оправдались, и рынки начали разочаровываться еще во второй половине 2012 года», - считает Гуриев.

Отток капитала, падение цен на российские акции начались еще тогда, подчеркивает он, и, в итоге, уже в начале 2013 года ключевые министры РФ начали говорить о возможной рецессии и неизбежной стагнации. Инвестиции снижались, а не росли, а те факторы, благодаря которым экономика росла раньше, исчерпали себя.

Если ранее экономический рост РФ основывался на росте цен на нефть и на так называемом «эффекте низкой базы» - безработица в конце 1990-х годов составляла порядка 13%, а сейчас держится на уровне 5%. «Фактор дешевой изобильной рабочей силы исчерпан, незагруженности мощностей — исчерпан, как и эффект от реформ начала нулевых. Мотор потребительского кредитования тоже исчерпан, он не может вечно продолжать работать, так как в России уже выдано потребительских кредитов больше, чем в восточноевропейский и даже некоторых западноевропейских странах», - поясняет Сергей Гуриев.

Он убежден, что Россия могла бы продолжать расти и дальше, если бы предприниматели знали, что власти борются с коррупцией, но, очевидно, подобного впечатления у них не создалось, и инвесторы, как и студенты, проголосовали ногами.

Западные партнеры помогли

Второй причиной нынешнего экономического кризиса в стране Сергей Гуриев видит санкции западных стран, от которых Россия безусловно страдает. «Крымский вопрос» привел к последствиям, которые, с одной стороны, были вполне ожидаемы, но, как кажется Сергею Гуриеву, российское правительство не до конца проанализировало, насколько они будут болезненными для страны. Более того, действительно суровые меры все еще впереди, полагает он. «Скорее всего, рынки по-прежнему боятся, что против российских компаний и банков будут введены по-настоящему жесткие меры. Российские банки и корпорации поняли, что больше не могут финансировать свой долг. Это касается и частных компаний — рынки опасаются, что в будущем санкции могут быть распространены и на «частников», - говорит Гуриев.

Реакция Китая и азиатских рынков на западные санкции, считает экономист, тоже стала сюрпризом для Кремля, так как широко рекламируемый властями «поворот на восток» пока так и не принес ощутимых результатов. Все «газовые контракты» с Китаем, по сути, являются меморандумами и соглашениями о намерениях, что, по мнению экономиста, говорит о том, что китайцы не готовы ссориться с Западом из-за России.

«В 2014 году произошел важный прецедент: французский банк, который нарушал американский режим санкций в отношении Ирана и других стран, заплатил 9 млрд долларов штрафа. А это очень большая сумма для кого угодно, так что не удивительно, что китайские банки не приходят на помощь российским партнерам», - заключает специалист.

Черное золото стало просто черным

Третьим столпом, на котором основан кризис, безусловно является снижение нефтяных котировок, которые за последние месяцы упали примерно в два раза, в данную минуту балансируя на уровне 48,5 долларов за баррель. Как утверждает Сергей Гуриев, сам факт такого скачка должен был обвалить ВВП на 5-6%. Но эффект не был бы таким болезненным, если бы не пресловутые санкции.

Любой брокер знает, что цены на нефть могут колебаться как угодно и сколько угодно. Причем Гуриев не считает падение цен результатом заговора США и Саудовской Аравии. По его мнению, свою роль сыграли объективные рыночные факторы: рост добычи в Америке, выход Ирана из-под санкций, «усталость Саудовской Аравии от недобросовестного поведения ее партнеров по ОПЕК».

«Но, как правило, нефтяная страна может занять денег на внешнем рынке и переждать трудное время. Однако западноевропейские и другие банки для российского корпоративного рынка теперь закрыты. Что можно было бы предпринять? В этом нет никакого бинома Ньютона. Мы ничего не можем поделать с ценами на нефть, но можем изменить внешнюю политику, договориться о снятии санкций, а также провести обещанные реформы внутри страны», - считает Сергей Гуриев.

Речь идет о законах о защите конкуренции, о приватизации, улучшении бизнес-климата, борьбе с коррупцией, дерегулировании экономики, амнистии предпринимателей, которые оказались в тюрьме по экономическим статьям, а также отстранении от должностей тех чиновников и силовиков, которые подозреваются во вовлеченности в коррупционные скандалы.

Прикинуться мертвым?

Сергей Гуриев отмечает: россияне, которые до сих пор не понимают, какие меры собирается предпринять Кремль, должны были внимательнее слушать, потому что правительство неоднократно озвучивало основной план действий. «Ничего не делать. Ждать, пока снимут санкции и пока цена на нефть поднимется», - поясняет экономист позицию властей. Стоит признать, что в 2008-2009 годах такая стратегия помогла: нефть подскочила достаточно быстро, кризис завершился, экономика поползла вверх.

Но сегодня страна столкнулась с совершенно другими «вводными», уверен профессор. Во-первых, цены на нефть пока выше декабрьских цен 2008 года, но, скорее всего, они останутся более низкими на более долгое время, так как на рынке есть избыток производства «черного золота», и даже 80 долларов за баррель в обозримом будущем ждать не стоит. К тому же, сегодня мировая экономика — в отличие от российской — находится на подъеме, и темпы ее роста вряд ли еще сильнее ускорятся в ближайшие годы, так что локомотива, который смог бы утянуть цены на нефть вверх, просто нет.

«Вторая проблема — это раздутый бюджет. Такого не было в 2008 году, тогда бюджет был основан на нефтяной цене в 35-40 долларов за баррель. В начале года бюджет был основан на прогнозе в 100 долларов за баррель и 2,5% роста ВВП в течение следующих трех лет. Этот бюджет абсолютно нереалистичный, его надо будет сокращать, но мы пока не знаем, какие именно статьи власти урежут», - поясняет Гуриев. Кроме того, в 2008 году Россия вошла в кризис с более существенными резервами и могла позволить себе ошибаться.

«Судя по утечкам из правительства, речь идет о сокращении расходов на 1 трлн рублей, причем 70% резервного фонда будет потрачено в 2015 году, к середине 2016 года он будет полностью исчерпан», - прогнозирует экономист.

В таких условиях сценарий падением ВВП всего на 5% выглядит даже оптимистичным, если баррель нефти будет действительно стоить хотя бы 60 долларов, на что надеются в Министерстве экономического развития.

«Хороший год»

«У меня нет хороших новостей по поводу 2015 года, - признает Сергей Гуриев. - Резко усиливается вероятность банковского кризиса в РФ. Может повториться ситуация 1998 или 1991 года, когда в стране началась банковская паника. Какие именно банки устоят, а какие нет — совершенно непонятно». Он призывает быть готовым к тому, что в однажды утром россияне очнутся и поймут, что из-за бюджетных проблем правительство не способно спасти банк, на который начался набег вкладчиков.

«Риск того, что банковская паника наступит особенно после вчерашних событий, велик. Я не хочу ей способствовать, но честно скажу: сегодня, думаю, единственный способ сохранить деньги — это хранить их в валюте. В сейфовой ячейке или под матрасом», - говорит экономист.

«Рисков» роста рубля он не видит: при сегодняшних ценах на нефть тот, кто купит доллары, вряд ли потеряет на курсе в течение года, так как, убежден Гуриев, доллар не вернется к 35 рублям в ближайшее время.

В то же время, Сергей Гуриев призывает не страшиться тотального дефолта, этот черт пока еще из табакерки не выскочил. Вероятен так называемый корпоративный дефолт компаний. «Но если компания объявляет дефолт, то ее кредиторы начнут взыскивать долги. В случае, например, с «Роснефтью» будут арестованы счета и активы, а значит, торговать нефтью будет тяжело. Поэтому де-факто возможен скорее дефолт по внутреннему долгу. Это значит, что социальные обязательства будут выполнены в номинальных рублях, а не в реальных, то есть, ваша пенсия будет та же, но рост цен на 15% сократит ее», - подчеркивает он.

И все-таки, есть повод и для оптимизма. До конца 2015 года резервного фонда так или иначе хватит, полагает Сергей Гуриев. Так что до конца декабря не стоит ожидать сверхъестественных проблем, если только не последует новая волна санкций. Россия все еще может быть богатой и процветающей страной, считает Гуриев. Среди ее фундаментальных преимуществ есть и удачное географическое положение — как с туристической, транспортной, так и с сельскохозяйственной точки зрения, природные ресурсы, человеческий капитал. «Россия может быть одной из пяти крупнейших экономик мира. Многие другие страны 100 лет назад были недемократическими и бедными затем стали демократическими и богатыми. России на это потребуется гораздо меньше ста лет», - убежден экономист.

Карина Саввина

Гуриев прогнозирует серьезное падение реальных доходов россиян в ближайшие три года

Кризис: избежать нельзя пережить

Загрузка...
Размер шрифта:

Реклама

 
Главные темы
 
Новости партнеров
 
 

Видеосюжеты

 
 

 
↑ Наверх