Шаг в вечность – чтобы помнили
В Балтийском медиа-центре открылась выставка, приуроченная ко Дню полного снятия блокады Ленинграда. По такому случаю на Каменноостровском, 67 собрались не только авторы работ, но и те их герои, которые еще живы. Они рассказывали об уходе в партизанский отряд, о каждодневном подвиге 10-летней девочки, о блокаднице, до сих пор преподающей русский язык и литературу – им было, о чем вспомнить.
Рубрика:
Общество
Метки:
Санкт-Петербург
выставки
блокада
Открытие выставки «Ленинградский альбом. Блокада». Фото: Валентин Илюшин, «БалтИнфо»
Год назад 26 января на свет появился новый проект Балтийской медиа-группы «История над нами пролилась…», значительной частью которого стал «Ленинградский альбом». За год на Каменноостровском, 67 побывали тысячи петербуржцев, которые поведали истории своих семей – жителей города на Неве, переживших революцию, блокаду, Великую Отечественную войну. Молодые девушки-операторы, записывая некоторые семейные истории, не могли сдержать слез.
«Олег Константинович Руднов в свое время сказал, что этот проект посвящен не только героям войны, но и как таковому пожилому человеку, - говорит Марина Сивергина, PR-менеджер БМЦ. - Наша цель – показать, что люди в нашем городе живут достойные. И они достойны уважения со стороны молодых людей».
Чтобы еще раз напомнить горожанам об этом удивительном проекте, и было решено открыть вернисаж «Ленинградский альбом. Блокада», приуроченный ко Дню полного снятия блокады Ленинграда. Петербургские художники эту идею одобрили и с удовольствием откликнулись на предложение Балтийской медиа-группы. Так и появились в экспозиции два десятка живописных и графических работ народного художника России и фронтовика Владимира Старова, заслуженных художников России Валентины Аноповой и Олега Кукушкина, членов Союза художников Санкт-Петербурга Василия Дьякова, Нины Дьяковой, Юрия Шевчика, Андрея Корольчука, Файзуллы Аминова и Анатолия Анненкова.
При входе в пресс-центр БМЦ взгляд невольно задерживается на первой же картине. Пожилая женщина в пестром платке с орнаментом, светлая безрукавка, из-под которой выглядывают рукава цветастого то ли платья, то ли халата. Это – мама члена Союза художников Петербурга Нины Дьяковой Таисия Степановна. Родилась Таисия Дьякова в Оренбургском крае в 1915 году. Однако перед поступлением на курсы учителей Ликбеза прибавила себе лишних два года. По окончании уже Пензенского художественного училища переехала в Ленинград, где ее после собеседования без экзаменов зачислили во Всероссийскую академию художеств. Когда началась война, Таисия Степановна сразу пошла работать санитаркой. Ранение осколком в грудь, обморожение ног – война и блокада не пощадили юную художницу… Ее портрет был написан в 2012 году (бумага, акварель), за два года до смерти.
А вот – женщина в шляпке и воздушном светло-розовом шарфике – работа заслуженного художника России Валентины Аноповой. Ее героиня - Антонина Семеновна Сухова - родилась в 1927 году и здравствует по сей день. Война застала Тонечку и ее младшего брата в Псковской области, куда на лето их отправили родители. Прошло столько лет, а она до сих пор помнит события тех страшных лет. Своими воспоминаниями она поделилась с теми, кто пришел на открытие вернисажа.
«Через 2 недели после того, как началась война, город был захвачен немцами. Совершенно неожиданно я оказалась на оккупированной территории. Все поменялось. Колхозы были ликвидированы, земли поделили между жителями. Немецкое командование требовало от каждого хозяйства человека для ведения оборонительных работ. Таким человеком была я, - говорит Антонина Семеновна. – Однако с первых же дней я хотела помочь нашей стране. Хотя мы с моей подругой не очень понимали, как это сделать. В итоге оказались в партизанском отряде».
В 8-й Ленинградской партизанской бригаде Сухова оказалась в возрасте 16 лет. В феврале 1944 года вернулась в Ленинград к родителям – те выжили в блокаду. «В 44-м я получила письмо из Ленинграда. Удивительно, как тогда работала почта. Можно было отправить письмо, получить его. Кажется, тогда все это было доступнее, чем сейчас, - горько улыбается Антонина Семеновна. – Так я узнала, что мои родители живы, и рванула в Ленинград. Туда, правда, пропускали только по пропускам. Но в итоге наша семья воссоединилась». Вернувшись в город на Неве, Сухова продолжила учебу в школе, по окончании которой поступила в Первый педагогический институт иностранных языков, преподавала английский язык в техническом вузе.
Еще одна блокадница, посвятившая свою жизнь филологии, - Людмила Акимовна Шимелева - к началу открытия вернисажа не успела. Она до сих пор преподает русский язык и литературу. Ее портрет тоже написала Валентина Анопова, которая приходится Людмиле Акимовне родной сестрой. Художница не скрывает восхищения: ее сестра в дни блокады совершала каждодневный подвиг, обеспечивая всю семью водой.
«Мы жили на крайней полосе в Московском районе. Но тогда было принято решение семьи с детьми переселить в центр города – так считалось безопаснее. Многих детей вывозили из города. Мою сестру тоже должны были вывезти. Но когда она пришла на вокзал с рюкзачком, узнали, что предыдущий поезд разбомбили, и всем пришлось вернуться домой, - вспоминает Валентина Анопова. – Так что мы жили на том же проспекте, но ближе к Неве. И вот моя сестра, 10-летняя девочка, ходила за водой с ведерком через огромные сугробы. А берега были покатыми, покрытыми наледью. Так что каждый раз она совершала подвиг».
Председатель Общества акварелистов Петербурга Юрий Шевчик, узнав о проекте БМГ, долго думал, как ему изобразить своих родителей. Те уже давно ушли из жизни: маму в 1989 году подкосил Чернобыль – она попала под радиационный дождь, отца не стало 10 лет назад. В итоге решил: пусть они будут молодыми, в профиль, смотрящими друг другу в глаза. И у каждой картины, написанной маслом или акварелью, у каждой литографии – своя история. А из этих судеб и складывалась общая история Ленинграда–Петербурга.
«Эта выставка необычна тем, что эта выставка работ художников. Они – интересные люди, и тому, на что они бросают взгляд, дают шанс выжить, шагнуть в вечность, - считает заместитель главного редактора «Смены» Валерий Дробот. - Этот шаг в вечность, наверное, и есть главное. Работы написаны в разное время – в блокаду, в 70-е годы, в наше время. Но то, что художники до сих пор обращаются к теме блокады – лишнее доказательство того, что мы помним. А помнить обязаны, чтобы не превратиться в Иванов, не помнящих родства».
Ирина Васильева
Открытие выставки «Ленинградский альбом. Блокада». Фото: Валентин Илюшин, «БалтИнфо»
Открытие выставки «Ленинградский альбом. Блокада». Фото: Валентин Илюшин, «БалтИнфо»
Открытие выставки «Ленинградский альбом. Блокада». Фото: Валентин Илюшин, «БалтИнфо»
Открытие выставки «Ленинградский альбом. Блокада». Фото: Валентин Илюшин, «БалтИнфо»
Открытие выставки «Ленинградский альбом. Блокада». Фото: Валентин Илюшин, «БалтИнфо»
Открытие выставки «Ленинградский альбом. Блокада». Фото: Валентин Илюшин, «БалтИнфо»
Открытие выставки «Ленинградский альбом. Блокада». Фото: Валентин Илюшин, «БалтИнфо»
Открытие выставки «Ленинградский альбом. Блокада». Фото: Валентин Илюшин, «БалтИнфо»
Открытие выставки «Ленинградский альбом. Блокада». Фото: Валентин Илюшин, «БалтИнфо»
Открытие выставки «Ленинградский альбом. Блокада». Фото: Валентин Илюшин, «БалтИнфо»
«Сказка» для сербских школьников
Новинки авторынка: как повезет
«Зенит» открыл сезон Суперкубком