Казачья мифология и 21-й век
Православный союз казаков «Ирбис» откроет банк и курсы профподготовки на узбекском. Ранее организация заявляла о создании своей валюты, открытии клиники по лечению алкоголизма, парикмахерской и учебного центра. А на днях казаки помогли поймать преступника. Правда, в полиции об этом не знают. И это далеко не единственное свидетельство, что в погоне за масштабом связь с реальностью где-то оборвалась.
Рубрика:
Общество
Метки:
Санкт-Петербург
казачество
мнение
Казаки. Фото: Валентин Илюшин, "БалтИнфо"
В декабре 2014 года в Петербурге произошло резонансное преступление, запечатленное на камеру видеонаблюдения – неизвестный мужчина жестоко избил и ограбил 75-летнюю старушку. Православный союз казаков «Ирбис» объявил награду за поимку преступника. В январе негодяя изловили, а атаман «Ирбиса» Андрей Поляков заявил, что казаки сыграли в этом деле не последнюю роль. Правда, как стало известно «БалтИнфо», сами полицейские информацию об этой роли почему-то отрицают. Нет, кому верить, вопрос, разумеется, открытый, но это далеко не первый случай, когда слова атамана резко расходятся с показаниями всех окружающих людей.
Союз казаков «Ирбис» появился в 2012 году, а с 2014 года начал создавать информационные поводы чуть ли не раз в неделю. Начали с создания казачьей службы такси, потом были казачье поселение и фермерское хозяйство в Ленинградской области, Казачий юнкерский православный колледж, клиника по лечению алкоголизма, планы по строительству «крупнейшего в Петербурге» храма, просьбы о передаче Торжковского рынка и участка в Сосновском лесопарке, а также открытие казачьей парикмахерской. И все это где-то в промежутках между инициативами наподобие «присвоения» президенту РФ Владимиру Путину статуса императора или попытки устроить Кончиту Вурст на работу в Кунсткамеру. Венчают сию многогранную и практически всеохватную деятельность создание собственной валюты и планы об открытии банка. Параллельно атаман бомбардирует своими письмами Смольный, где просит о поддержке той или иной инициативы. А еще организует Союз вольных казаков, где Андрей Поляков становится всероссийским атаманом, успевая параллельно вести боевые действия на территории юго-востока Украины и отправлять туда грузовики с гуманитарной помощью.
Чем-то это напоминают серию советских мультфильмов о казаках. Одни и те же герои в одной серии побеждают в футболе, в другой – воюют с древнегреческими богами, в третьей – помогают французским мушкетерам, а в четвертой – встречают инопланетян.
«На сегодняшний день в Федеральной регистрационной службе Министерства юстиции, которая принимает решение о внесении в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации, Городское Казачье общество «Православный Союз казаков ИРБИС» не зарегистрировано», - сообщили «БалтИнфо» в смольнинском Комитете по вопросам законности, правопорядка и безопасности, комментируя свое прохладное отношение к многочисленным предложениям «Ирбиса». По закону чиновники могут сотрудничать только с реестровыми казаками.
Говоря о рынке, в Смольном напоминают, что общественные объединения могут вести предпринимательскую деятельность только тогда, когда это служит достижению уставных целей. Еще более подробный разбор дается по поводу образовательной концепции Колледжа: «казачьим обществом недостаточно изучены нормативно-правовые документы, регулирующие организацию образовательной деятельности: нет четкого понимания требований федеральных государственных образовательных стандартов, условий осуществления образовательного процесса; при широком спектре заявленных направлений деятельности (в том числе, связанных с аспектами казачьего движения) не осуществлен выбор приоритетов как в части образовательных программ, так и в части форм и видов их реализации».
По данным Смольного, абсолютное большинство казачьих движений Петербурга входят в «Казачью стражу» атамана Аркадия Крамарева, экс-главы ГУВД. А та в свою очередь представляет Петербург в Отдельном Северо-Западном казачьем окружном обществе, возглавляемом депутатом ЗакСа Виталием Мартыненко. Осенью реестровые казаки уже жаловались Смольному на конкурентов, которые «ударились в дешевый пиар, откровенно пахнующий мракобесием».
«С атаманом Андреем Поляковым мы встречались осенью. Он был приглашен на совет атаманов города и области. Совет стариков попросил его не делать заявлений, за которые он не сможет ответить. Выходить с разными громкими инициативами – большого ума не надо», - заявил корреспонденту «БалтИнфо» начальник штаба «Казачьей стражи» Дмитрий Юрченко. По его словам, одновременно Андрей Поляков ни разу не смог представить даже двух десятков казаков в строевой форме. Между тем в письмах в Смольный речь сперва идет о 120 участниках «Ирбиса», а потом и вовсе о 700.
«А еще союз называется «православный», а сам он ходит без креста. Когда его об этом спросили на совете, то услышали, что утром он доил корову, а когда он доит корову, то снимает крест. Среди казаков это вызвало усмешки», - добавил Дмитрий Юрченко. Он подчеркнул, что не знает за «Ирбисом» ни одного реального дела.
И все-таки это слишком суровая характеристика. По крайней мере часть заявленных инициатив Андрей Поляков действительно реализовал. Парикмахерская в Приморском районе существует, в декабре туда даже ходили сотрудники Прокуратуры – правда, не стричься, а искать экстремизм. Экстремизма не нашли. На сайте «Ирбиса» установлены расценки на такси. Самое меньшее оно может обойтись в 8 тыс. рублей. Только дурак или очень богатый человек отказался бы покатать клиентов за такие деньги, хоть в казачьей справе, хоть в костюме Деда Мороза. Так что, такси, вероятно, тоже есть, а вот клиенты у него вряд ли. Как указано на сайте организации, вместо колледжа пока действует учебный центр, проводящий краткие курсы подготовки по примерно трем десяткам программ. Скажем, там можно освоить навыки «удачливого рыболова», а можно выучиться на менеджера по рекламе. В общем-то, любой дельный рыболов, умеющий талантливо рассказывать о своих подвигах – прирожденный менеджер по рекламе. О масштабах участия «Ирбиса» в войне на Украине судить сложно, но повода сомневаться в том, что участники организации могли отправиться на Донбасс в качестве добровольцев, тоже нет. Еще меньше фантастики в том, чтобы напечатать на принтере «свою валюту», а, скажем, кассу взаимопомощи нескольких доверяющих друг другу товарищей назвать банком.
Казачья история в 20-м веке полна драматических и трагических страниц, и преемственность поколений внутри страны оборвалась еще в первой половине 20-го столетия. В итоге в массовом сознании образ казака по-прежнему предстает в стереотипном дореволюционном и доиндустриальном облике. И этот образ, к сожалению, имеет сильнейшее влияние на многих из тех, кто с развалом СССР решил вспомнить о своих казачьих корнях. Но доиндустриальный казак-наездник не сможет адаптироваться в чуждом ему постиндустриальном обществе, если не научится смотреть в глаза реальности. Иначе реальность придется создавать свою, что, судя по всему, так ярко приходится наблюдать на примере деятельности атамана Полякова и не только его.
Олег Саломатин
«Сказка» для сербских школьников
Новинки авторынка: как повезет
«Зенит» открыл сезон Суперкубком