Разбор полета
Межгосударственный авиационный комитет опубликовал полную версию расследования причин падения вертолета в Финский залив в сентябре прошлого года. Его результаты подтолкнули МАК к недвусмысленным выводам: нужно усилить контроль за авиацией общего назначения. Эксперты пожимают плечами: безответственные пилоты, как и водители, были, есть и будут.
Рубрика:
Происшествия
Метки:
Россия
авиация
происшествие
Падение вертолета в Финский залив. 19 сентября 2014 года. Фото: Пресс-служба ГУ МЧС по Петербургу
Авиационное происшествие с вертолетом, которым управлял петербургский бизнесмен Алексей Афонченков, произошло 19 сентября 2014 года в 14.22 МСК. «При выполнении полета произошло столкновение вертолета с водной поверхностью с последующим разрушением конструкции. Вертолет затонул, пожара не было», - так о событиях того дня рассказывается в отчете МАК.
Скандальности этой истории придавал тот факт, что погибший пилот ранее привлекал внимание СМИ и Росавиации, выполняя опасные маневры без разрешения. Четырьмя годами ранее молодой человек на том же самом вертолете завис перед жилым домом на высоте 10-12 этажей на улице Савушкина. Как сообщили тогда в пресс-службе Росавиации, полет выполнялся без заявки и разрешения на использование воздушного пространства. В объяснительной записке пилот пояснил, что его действия были вызваны «внезапно возникшими форс-мажорными обстоятельствами личного характера».
Тот опасный полет завершился без происшествий, а вот воздушная прогулка над Финским заливом стала последней для Афонченкова. МАК начал свое расследование по факту авиакатастрофы и буквально по минутам восстановил последние часы вертолета ЕЭВС SA - 341G RA — 1233G. Выяснилось, что за два дня до трагедии воздушное судно находилось на посадочной площадке «Поселковая», расположенной рядом с аэропортом «Ржевка». По показаниям охранника, вечером того же дня вертолет был дозаправлен до полного бака, произвел взлет и через десять минут приземлился на площадке Яхт-клуба в Северной столице.
Утром 19 сентября Афонченков вновь сел за штурвал, решив вернуться обратно в «Поселковую». На борту он был не один. Пассажиром являлся тот самый гражданин Латвии Юрий Бабелюк, с которым они до этого отдыхали в ресторане «Парус», расположенном рядом с речным яхт-клубом на Петровской косе. Как рассказали в Северо-Западном управлении на транспорте, во время отдыха оба приятеля курили кальян и употребляли спиртные напитки. Особо в тот вечер поднабрался Афонченков, после чего и попросил Бабелюка составить ему компанию во время полета. Ему же было поручено перегнать личный автомобиль в яхт-клуб, поскольку сам пилот был пьян и боялся лишиться водительского удостоверения.
Но уже через три минуты полет был закончен — вертолет столкнулся с водой и развалился на части. Афонченков погиб на месте, Бабелюк был доставлен в больницу.
Знакомые предпринимателя не могли поверить в случившееся, ведь, по их словам, Афонченков был довольно опытным пилотом, имел большое количество часов налета. Об этом же говорят и результаты расследования МАК. Первоначальное обучение полетам погибший получил еще летом 2009 года, по его окончании он получил свидетельство пилота-любителя. На случившееся в Финском заливе не могла повлиять и погода — метеоусловия в тот день были в норме (ветер 1 м/с, температура воздуха +17,8). И лишь одна деталь смущала экспертов — наличие этилового спорта в крови Афонченкова с концентрацией 1,1%.
Вывод, сделанный Межгосударственным авиационным комитетом, однозначен — решение на вылет было принято командиром воздушного судна неправильно и неправомерно.
«Неправильным решение было потому, что в полет пилот вылетел утомленным, так как перелет с площадки «Поселковая» на площадку яхт-клуба выполнялся глубокой ночью, в после перелета пилот находился в ресторане и тоже не спал. Кроме того, на момент вылета, по свидетельству очевидцев и результатам судебно-медицинской экспертизы (Афонченков) находился в состоянии алкогольного опьянения. Неправомерным решение пилота было потому, что на момент авиационного происшествия срок действия пилота-любителя закончился», - резюмировали в МАКе.
Согласно медицинскому заключению, пилот не имел противопоказания к воздушным рейсам, однако и его срок действия тоже закончился. Всего за 20 дней до трагедии.
В заключении эксперты сделали вывод, что «наиболее вероятной причиной авиационного происшествия явилось искажение восприятия пилотом высоты при выполнении полета над спокойной зеркальной поверхностью воды на малой высоте, что привело к неконтролируемому снижению с последующим столкновением вертолета с водной поверхностью».
В комитете подчеркнули, что уже неоднократно выходили с инициативой в Минтранс России о доработке действующих нормативных документов по контролю за выполнением полетов частными пилотами. Это, по мнению МАК, позволило бы существенно повысить уровень безопасности. Журналист и авиаэксперт Андрей Меньшенин, в свою очередь, отмечает — лучший способ борьбы с крушениями частных вертолетов состоит отнюдь не в ужесточении правил и не в увеличении различных проверок.
«По сути, когда мы говорим о частных пилотах, мы говорим об автомобилистах. Не все из них соблюдают правила и нормативные акты и процент таких людей был и будет всегда. Но просто в нашей стране авиационные происшествия привлекают больше внимания. Если, к примеру, брать США, то для них падение легкомоторного самолета — явления практически рядовое (в том случае, если там, конечно, нет большого числа жертв). Если же вернуться в Россию, я не думаю, что здесь нужны какие-то новые акты принимать, поскольку сейчас в законе все прописано. Другое дело, что не всегда он соблюдается. Мы просто сейчас можем получить кучу дополнительных проверок для обычных граждан», - считает Меньшенин.
По его мнению, выход состоит в том, чтобы упрощать правоприменительную практику и уменьшать бюрократические барьеры. Это и приведет к саморегулированию всей системы.
Илья Давлятчин
У Морской набережной в залив рухнул вертолет
Вертолет «Газель» без разрешения завис перед жилым домом в Петербурге
«Сказка» для сербских школьников
Новинки авторынка: как повезет
«Зенит» открыл сезон Суперкубком