Криминальная драма «Стерегущего»
В Петербурге за систематические поборы с моряков судят бывшего командира корвета «Стерегущий». Сам обвиняемый вину признает частично, его адвокат же просит вынести оправдательный приговор. Несогласованность позиций удивила даже судью. Судьба самого «Стерегущего» полна драмы.
Рубрика:
Происшествия
Метки:
Санкт-Петербург
флот
суд
корвет. Фото: ЗВО
Михаилу Буркину есть чем гордиться — его фамилия есть на страницах «Википедии», его тезка и однофамилец - командир 52-го минно-торпедного авиационного полка 2-й минно-торпедной авиационной дивизии ВВС, Герой Советского Союза. На этом поводы для гордости, впрочем, заканчиваются.
У корвета «Стерегущий», который возглавлял один из героев этого повествования, сложная судьба. С одной стороны, он является новейшим корветом российского флота, который постоянно участвовал в торжественных мероприятиях. С другой, его буквально преследовали неприятные известия: «Солдатские матери» заявляли, что на корабле Балфлота происходило массовое избиение матросов-новобранцев, в августе 2014 года ВС Латвии обнаружили судно у границ страны, а в отношении последнего командира возбудили сразу два уголовных дела. Не избежал судебного преследования и Михаил Буркин.
Начало этой истории было положено экс-министром обороны Анатолием Сердюковым. 26 июля 2010 года им был подписан приказ «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации». В числе прочего, документ содержал следующий пункт:
«Выплачивать за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (далее именуются - военнослужащие), и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил (далее именуются - лица гражданского персонала), в соответствии с прилагаемым Порядком военнослужащим (лицам гражданского персонала), проходящим военную службу (работающим) в центральном аппарате Министерства обороны, военных округах, на флотах, в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил, сметно-бюджетное финансирование которых осуществляется Министерством обороны, дополнительные выплаты (премии) по результатам службы (работы) (далее именуется - дополнительное материальное стимулирование).»
Проще говоря, командиры получили право материально стимулировать военнослужащих, выписывая им ежеквартальные премии. Расходы на дополнительное материальное стимулирование при этом должны осуществляться за счет экономии бюджетных средств из-за сокращения численности личного состава вооруженных сил.
Командира «Стерегущего» Михаила Буркина и сотрудника управления финансового обеспечения Андрея Литвинчука обвинили в поборах с моряков. По версии следствия, с июня 2011 по январь 2012 года Буркин предоставлял завышенные сведения о фактической численности личного состава корабля. На их основе издавались приказы о материальном стимулировании и выписывались премии, часть из которых командир «Стерегущего» требовал вернуть и передавал их Литвинчуку. В общей сложности, обвиняемые якобы получили от моряков 2 миллиона 64 тысячи рублей.
Обоих фигурантов судят по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество группой лиц в особо крупном размере), хотя изначально дело было возбуждено по части 1 статьи 286 (превышение должностных полномочий).
Судебный процесс был недолгим и подошел к логической развязке меньше, чем за полтора месяца. Выступление государственного обвинителя на прениях было странным - прокурор фактически перечитал обвинительное заключение и заявил, что вина обоих обвиняемых полностью доказана.
«Прошу суд признать Буркина виновным и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на три года с отбыванием наказания в колонии общего режима со штрафом 100 тысяч рублей», - сказал представитель военной прокуратуры. Наказание, затребованное для Литвинчука, оказалось более суровым: пять лет общего режима со штрафом 200 тысяч рублей.
Бурыкин в ходе прений свою вину признал частично, заявив, что собирал деньги, но лишь для передачи «наверх». Любопытно, но адвокат Владимир Епанчин позволил себе не согласиться с позицией подзащитного и попросил суд оправдать его в связи с отсутствием состава преступления. «Данная моя позиция не ухудшает, как я понимаю, позицию моего подзащитного, поэтому я и не согласен с тем, что мой подсудимый частично признает свою вину», - отметил защитник.
Поскольку позиции Буркина и его адвоката Епанчина были не согласованы судья Александр Шляхов объявил перерыв, после которой предложил экс-командиру «Стерегущего» вновь высказать свое отношение к предъявленному обвинению. Тот снова заявил, что признает свою вину частично. С небольшой оговоркой. «Меня обвиняли в том, что я собирал деньги с личного состава и передавал Литвинчуку — в этом я свою вину признаю. Но я не подозревал о завышении численности личного состава», - сказал подсудимый.
Адвокат Литвинчука Игорь Тарасенко, в свою очередь, удивился строгости запрошенного наказания и заявил, что прокурор не убедил суд в виновности его подзащитного. «Прошу оправдать его в связи с непричастностью к совершению данного преступления», - заключил Тарасенко.
Последнее слово и оглашение приговора назначено уже на эту пятницу.
Илья Давлятчин
«Сказка» для сербских школьников
Новинки авторынка: как повезет
«Зенит» открыл сезон Суперкубком