В Президентской библиотеке раскроют историю празднования Рождества
2 января 2015, 20:18Санкт-Петербург, 2 января. Фонд Президентской библиотеки раскрывает историю празднования одного из главных христианских праздников – Рождества Христова.
Как сообщили в пресс-службе библиотеки, с библейскими сюжетами о рождении Иисуса Христа можно ознакомиться в книге «Рождество Христово: Служба на праздник рождества еже по плоти, господа бога и Спасителя нашего Иисуса Христа», доступной на портале Президентской библиотеки. Там говорится о появлении Спасителя на свет: «И родила Мария Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь». «Когда родился Христос – снег исчез, деревья украсились листьями и цветами, земля покрылась ковром из трав», – описывается в книге Ивана Божерянова «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу» 1894 года. Здесь же сказано: «Праздник Рождества чествовался как восстановление рая на земле».
У Рождества есть свои обычаи и традиции, которые были заведены ещё в давние времена. Так, например, обязательным атрибутом рождественских праздников стала ель. Откуда и как она появилась на Руси, подробно описывается в книге Ивана Божерянова: «Ёлка, составляющая теперь необходимую принадлежность празднования на Руси Рождества Христова, заимствована, и сравнительно очень недавно, от немцев она вошла в употребление лишь в начале XIX столетия».
В этой же книге можно найти рассказ ещё об одной христианской традиции – праздновании Святок (время с Рождества Христова до Крещения Господня). Это весёлые игровые переодевания с использованием масок, праздничных ритуалов, песнопений, танцев. Святки на Руси праздновались издревле – доказательством тому служат «Кормчая книга» и «Стоглав», а также пастырские послания, в которых обличаются гадания и суеверия на Святках как языческие обычаи. «Святки на Руси. Самое празднование Святок, вероятно, перешло к нам из Греции или с юго-запада, так у древних греков, при переходе старого года к новому, мужчины плясали в женских платьях. Император греческий, Константин Багрянородный, в описании церемоний византийского двора говорит о готических святочных играх, отправляемых в присутствии самого императора», – пишет автор книги «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу».
В канун Рождества, называемый сочельником, считается, что нельзя есть до появления первой звезды. Эта традиция связана с преданием о появлении Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа, но в уставе церкви она не записана. Тем не менее раньше этого правила держались очень строго.
В фонде Президентской библиотеки также можно ознакомиться и с художественными рассказами, посвящёнными теме Рождества Христова. Рождественские истории широко представлены в книге «От Рождества до Пасхи» 1879 года.
В пресс-службе также отметили, что фонд Президентской библиотеки богат разнообразными материалами, связанными с религиозной тематикой. Так, например, на портале первой электронной национальной библиотеки страны можно ознакомиться с коллекцией «Православная Россия. Монастыри и иконы». В тематической подборке представлены материалы периода XIX – начала XX века, описывающие историю отдельных православных монастырей, расположенных на территории России, и особо почитаемых икон.
«Сказка» для сербских школьников
Новинки авторынка: как повезет
«Зенит» открыл сезон Суперкубком